Бийск

Раздел

Досье по предметам


Мнение преподавателей

Быкова Елена Владимировна
преподаватель РГГМУ:

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— Зависит от профиля школы. Если школа непрофильная, нужно заранее определиться с третьим ЕГЭ и заниматься дополнительно. Иначе часть С на высокий балл не сдать. Если вообще не готовится к ЕГЭ, а просто в пределах программы успевать, русский язык можно дать легко на 55 баллов (проходной – 36!).

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «B»: обратите внимание на навык «распознавания» в тексте грамматических форм, стилистических фигур, синтаксических конструкций. Нужно не просто знать правило, но и «видеть» его проявление в связном тексте довольно большого объема. Нужно научиться «быстрому текстовому ориетированию».

Не вижу строгой зависимости оценки от очередности ответов. Можно начинать с заданий по степени сложности задания, но не обязательно.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

В школе слабо дают словообразование, синтаксис и стилистику. В результате школьники никак не могут понять словообразовательные ступени, путают способы словообразования, не распознают согласование, управление и примыкание, не видят односоставных предложений и не распознают их.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

Самые весомые баллы по части С – в первых четырех критериях – если понять текст, определить проблему и верно ее прокомментировать, то 8 баллов, дающих самый весомый результат, получите.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

Я их никак не настраиваю, и они не волнуются.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

В хороших профильных школах, в которых выбранному для третьего экзамена предмету уделяется 9-10 часов в неделю, никакие репетиторы не нужны. Школа сама прекрасно подготовит. Лучше позаботиться о том, чтобы ребенку в 10 классе пойти в профильную школу (физмат, с углубленным изучением иностранного языка и т.п.). Хорошие результаты ЕГЭ — это визитная карточка школы. И потом, не все же идут в вузы!

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

Школа школе рознь. Если школа хорошая — да, это вполне объективная оценка, хотя все родители считают, что их дети могли бы сдать лучше. Может быть, балла на 2-3 повыше. Но не более того…


Кочаржук Олеся Игоревна
учитель русского языка и литературы, гимназия № 330:

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— В целом ЕГЭ — это система, и если начинать с нуля, будет очень тяжело. Экзамен нацелен на серьезную теоретическую подготовку. Если раньше ребенок мог рассчитывать на свои творческие способности и, даже не будучи подкованным в теории русского языка, мог легко прийти и написать сочинение на приличную оценку, то здесь знание русского языка с точки зрения теории занимает доминирующее положение.

Если не тратить время в средней школе на усвоение теоретической базы русского языка, то в 10-11 классе это поздно и трудно. Конечно, если есть такая возможность, нужно начинать готовиться как можно раньше.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «А»: представляет собой тестовую работу с предлагаемыми вариантами ответов. Нужно выбрать один правильный ответ. Охватываются разделы русского языка от фонетики до синтаксиса, включая и пунктуацию, и лексикологию — программу с 5 по 9 класс. Задания касаются любого раздела науки о языке.

Часть «В»: предполагает охват тех же разделов лингвистики, но там не предусмотрены варианты ответов, ученик должен дать ответ самостоятельно. Как правило, это 8-10 вопросов.

Часть «С»: представляет собой работу с текстом. Задание состоит в том, чтобы написать эссе по прочитанному тексту, который, как правило, носит либо художественный, либо публицистический характер. Учащийся должен прочитать его внимательно, понять позицию автора, уметь выразить свою точку зрения. В этой части следует применить те знания, которые дети получают на уроках развития речи, то есть текстоведение. Это и умение строить фразы, и умение членить текст на абзацы, исходя из микротем текста.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

В части «А» меньше всего обращают внимание на лексикологию, грамматику, часто «западают» какие-то орфограммы.

Один из самых сложных видов заданий части «В» — знание поэтики текста и знание различных средств выразительности речи. Это задание предполагает знание большого количества терминов, связанных с поэтикой и умение их применять, оценивая поэтический текст. Это задание не только по русскому языку, но и по литературе.

«Подводные камни» ЕГЭ — это оформление. Часто ребят затрудняет оформление части «В». В правилах к оформлению бланков ЕГЭ прописано, как оформлять ответ, как записываются ответы, которые записываются цифрами. Часто происходит путаница, ребята стремятся вложить как можно больше содержания, упуская из виду оформление своих мыслей.

Часть «С» вызывает больше всего сложностей, если работа ученика в структурировании текста не доведена до автоматизма, или его усилия оцениваются на малое количество баллов.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

Советую всем внимательно читать рекомендации к оформлению каждого задания. Ни в коем случае не оставлять пустых клеток, если не знаешь ответ на вопрос. Во время подготовки обращать внимание, какие разделы чаще всего вызывают затруднение и к ним возвращаться чаще.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

Готов, значит, сдашь, и удачи!

А вообще, настраивать ребят довольно сложно. Настраиваем положительно, потому что им приходится довольно тяжело, сдают, как правило, на чужой территории, кругом незнакомые лица, чужие, даже не улыбнутся.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школ?

— Для самостоятельной подготовки годится любой справочник, например Розенталя (Д.Э. Розенталь/ Большой справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь), любая энциклопедия русского языка, которая содержит основные сведения по каждому разделу лингвистики. Почему не учебник? Потому что учебники, как правило, пройдены, и ребенок, который занимается подготовкой к ЕГЭ, тратит много времени на различные параллельные течения в учебниках, а в справочнике исчерпывающая информация по каждой орфограмме. Прелесть ЕГЭ как раз в том, что определенное количество вопросов и определенный номер вопроса закреплен за определенным разделом лингвистики.

Гуманитарии и математики: есть разница, как они сдают ЕГЭ по русскому языку?

— Нонсенс, конечно, но математики лучше сдают этот экзамен. Может быть, у них логика лучше работает?..


Погожева Ирина Борисовна
учитель русского языка и литературы, шк. № 183 с углубленным изучением иностранных языков Центрального р-на.

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— Прежде всего, нужно много работать в школе. Мы ведем подготовку наших детей не только последние два года, а начиная со средних классов. Например, предлагаем тестовые задания вместо традиционных контрольных и т. п. Дети должны привыкнуть к такой форме контроля, перестать бояться ЕГЭ.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

— Если говорить о частях «A» и «B» в русском языке, то здесь работает правило: количество переходит в качество. Учитывая это, можно и с минимумом знаний получить хорошую оценку. Там однотипные задания — чем больше ты нарешал, тем больше шансов сдать на высокий балл.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано?

В части «A» и «B» я не сталкивалась с ошибками и недостатками, «подводных камней» нет — все прозрачно. Другое дело часть «С»: она носит человеческий фактор. Проверяет сочинение человек, а, как известно, сколько людей — столько и мнений, сколько экспертов — столько разных уровней оценки. Один более лоялен, другой — менее. Вот здесь возможны неувязки.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

— Наверное, как и в любом другом предмете — четкая аргументация, приведение удачных примеров, словом, общая эрудированность.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

— ЕГЭ уже не «страшный зверь», и все представляют себе, что это такое. Мы объясняем, с какими трудностями ребята могут столкнуться, разбираем все тонкости: когда знаешь, чего ждать — не боишься.

Какие учебники Вы считаете оптимальными для подготовки к этому предмету? Формат ЕГЭ «совместим» со всеми учебниками программы средней школы или нет? Есть какие-то общие рекомендации?

В принципе, школьных учебников вполне хватает для подготовки, хотя никогда не будет лишним почитать дополнительную литературу.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

Если говорить непосредственно о нашей школе — нам хватает школьного уровня для того, чтобы готовить наших учеников к сдаче ЕГЭ. На мой взгляд, мы в школе готовим учеников лучше, чем преподаватели в вузе или на других дополнительных курсах. Это связано, прежде всего, с тем, что мы отвечаем за результаты, которые получают наши дети. Мы несем за это ответственность, школе важен престиж результатов. Для преподавателей в вузе это, как правило, значения не имеет. На курсы приходят дети, которых они их не знают. Задача преподавателя — прочитать материал, а уж усвоили его ребята или нет уже не так важно, ведь, по большому счету, педагоги за это ответственности не несут.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

Сложно сказать. Но одно ясно точно: ЕГЭ еще потребует немало доработок, прежде чем можно будет однозначно говорить о его эффективности.

Полезная информация?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011