Тольятти

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

08.07.2016

Как выбрать профессию, или история о кораблях и встречных айсбергах

Выбор профессии, мое собственное будущее, планы, надежды, страхи и мечты - как многое связано с темой профориентации для выпускника школы. Для родителей эта тема зачастую даже более болезненна, ведь так хочется помочь любимому чаду сделать единственно правильный выбор. Выбор будущей профессии сравним с путешествием большого корабля. Кто им управляет, куда он плывет, на что ориентироваться при выборе курса? 


Книгу переворошив,
намотай себе на ус –
все работы хороши,
выбирай
на вкус!
В. Маяковский.
«Кем быть»

Для профессионального самоопределения необходимо найти ответы на ряд вопросов: какие есть возможности, на что опираться при выборе, кто принимает окончательное решение. Каждый из этих вопросов – это айсберг, который необходимо преодолеть: верхушка может быть понятна  и очевидна, однако в глубине могут таиться неожиданные сложности. И таких айсбергов на пути профессионального определения можно встретить немало.

Один из важнейших «айсбергов» на пути нашего корабля - «Кому решать, кем мне быть?»  Ответом на этот вопрос зачастую является не такое уж и редкое убеждение взрослых: «Я лучше знаю, что тебе нужно». Самое удивительное, что это говорят не только родители, но и друзья, дальние родственники, учителя и даже психологи. И они ведь руководствуются самыми лучшими побуждениями, ведь выбор профессии напрямую связан с выбором всего дальнейшего жизненного пути: круг общения, образ жизни, уровень притязаний, карьера и престиж, возможность путешествий и многое другое. Разумеется, мы хотим для наших детей самого лучшего. И все же верный вариант ответа: «Никто никогда не решит за тебя, кем и каким тебе быть, лучше, нежели ты сам».

Переложить всю ответственность за выбор дальнейшего жизненного пути на подростка, на РЕБЕНКА?! Спорно, не так ли? Но когда, если не сейчас? Родители же становятся источником опыта, советов, информации, помощи и поддержки. В нашей метафоре о корабле – это маяк, который находится на суше, посылающий координаты, информацию об особенностях береговой линии, погоде и различных препятствиях. Однако капитан корабля всё же подросток.

Разумеется, чтобы быть капитаном корабля, нужно обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Принятие решения о выборе своего профессионального пути связано с несколькими областями. Каждая из этих областей, или, иначе, этапов профессионального определения, ставит ряд вопросов, на которые нужно ответить перед тем, как принимать окончательное решение и выбирать курс, обходить айсберги. Каждому подростку, принимающему решение о выборе будущей профессии, необходимо преодолеть эти вопросы-айсберги, чтобы благополучно достигнуть пункт назначения – сделать осознанный выбор.

Во-первых, стоит иметь представление о своих интересах, склонностях,  увлечениях, то есть что мне нравится делать, чем я хочу заниматься. Чем больше спектр таких занятий, тем шире становится выбор, тем вероятнее, что будущая профессия придется «по вкусу».

Во-вторых, это понимание своих индивидуальных особенностей, качеств, черт личности, сильных и слабых сторон. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку, к его возможностям. Поэтому следующий этап после ответа на вопрос «чем я хочу заниматься» - формирование представления о своих возможностях. Что я могу? В чем я наиболее успешен? Сфера индивидуальных особенностей делится на две группы: интеллектуальные и личностные. К интеллектуальным относятся характеристики памяти (логическая или образная; зрительная или слуховая; объем памяти и т.п.), внимания (способность концентрироваться на сложном деле или переключаться между разными), мышления (образное или логическое), способности к анализу и синтезу, особенности обработки информации. К личностным характеристикам относятся особенности темперамента и характера, то, как я взаимодействую с другими людьми (насколько хочу и как получается), эмоциональная сфера и то, как я реагирую на стрессовые ситуации, в каком режиме мне удобнее работать – сделать всё сразу или постепенно и т.д. Здесь важны и уровень притязаний, и установки, которые влияют на мое поведение, и мои ресурсы для реализации себя, и мои ценности.

Третья составляющая профессионального самоопределения – представление о мире профессий (что представляют собой те профессии, которые я для себя рассматриваю), о востребованности и популярности, о рынке труда, о наиболее ценных умениях и качествах с точки зрения работодателей.  Следует помнить о том, что рынок труда имеет тенденцию меняться каждый год-два. Для принятия окончательного решения  то, что я могу и хочу, должно быть соотнесено с тем, насколько получение данной профессии реально, необходимо, востребовано, то есть «надо» (есть ли ВУЗы/ССУЗы, обучающие этому делу; что необходимо сдавать в качестве вступительных экзаменов; насколько велика вероятность получать опыт в процессе учебы, нужны ли такие специалисты вообще).

Получается, что для того, чтобы наш капитан-подросток смог выбрать нужный курс профессионального самоопределения и достичь его, нужно знать многое о себе, своих желаниях, возможностях, умениях, и об окружающем мире. Важна ему и поддержка и помощь родителей – и в поиске возможностей, и в получении информации, и просто в том, чтобы разобраться в себе. Здорово, если есть возможность проконсультироваться с психологом, специалистом по профориентации: он может помочь определиться со способностями и сориентировать в огромном море современных профессий. Ну и конечно же, важно пробовать как можно больше разных занятий, кружков, посещать дни открытых дверей в учебных заведениях, задавать вопросы о профессиях знакомым специалистам – это тот опыт, который обязательно поможет в выборе будущей профессии. Большому кораблю – большое плавание!


Елена Романова, психолог-консультант, специалист по профориентационной диагностике,НОУ ДО «Архитектура Будущего».

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011