Пенза

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Владимир Путин: выбор профессии определяет будущее

Востребованность специальностей сегодня определяется запросами рынка. Сейчас время, когда экспортно-сырьевая экономика России должна измениться на производственно-перерабатывающую, ожидается появление целых новых отраслей для того, чтобы экономика России стала конкурентоспособной.

Недавно Владимир Путин поручил правительству разработать справочник востребованных профессий. В него будут также включены и новые перспективные специальности. Кроме того, правительство должно обеспечить принятие закона о профстандартах для приёма на работу для того, чтобы выпускники со специальностью, полученной в учебном заведении, могли сразу устроиться на предприятие по полученной квалификации. Такое соответствие должно быть заложено в новом Законе о профстандартах.

«Правительству Российской Федерации совместно с Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям:

Разработать с учётом ранее данных поручений национальный справочник профессий, востребованных на рынке труда, предусмотрев включение в него новых и перспективных профессий.

Помимо этого, до 15 сентября текущего года правительство должно обеспечить принятие закона о профстандартах для приема на работу».

Из Перечня поручений Правительству 20.02.15 www.kremlin.ru

Почему именно сейчас вопрос создания перечня востребованных профессий стал актуальным настолько, что вынесен на рассмотрение и контроль Правительством, как самые важные национальные вопросы? Первый зампред комитета Госдумы по образованию Владимир Бурматов считает: «Справочник востребованных профессий необходимо составлять совместно с работодателями. Надо начинать с потребностей работодателей. Мы начали работать с объединениями работодателей: РСПП, Торгово-промышленной палатой, «Опорой России» и так далее. Маркетологи, экономисты, менеджеры любых профилей не делают экономику России, они не создают продукт. Надо идти от потребностей экономики, но не сегодняшней, а послезавтрашней. Люди, связанные со строительством, инженерной отраслью, нефтегазовой и транспортной - вот кто нужен сегодня».

Напомним, 4 декабря 2014 г. в послании Федеральному собранию Владимир Путин призвал "перестать гнаться за количеством и сосредоточиться на качестве подготовки кадров, организовать подготовку инженеров в сильных вузах, имеющих прочные связи с промышленностью, и лучше, конечно, в своих регионах", а также "необходимо вернуть престиж и рабочим профессиям".

Ранее Владимир Путин предложил создать топ-50 востребованных рабочих специальностей, которые сегодня востребованы нашей экономикой. "На мой взгляд, модель востребованных рабочих специальностей должны составлять работодатели, бизнес, производственники, профсоюзы. Важно, чтобы свое видение на этот топ-50 специальностей, по которым будет идти интенсивная подготовка кадров, изложили представители профессионального сообщества», – подчеркнул Владимир Бурматов.

Исполнить поручение Президента и поднять популярность инженерных и рабочих профессий Минобрнауки будет непросто, считают депутаты Госдумы. Уже успели закрыть 150 рабочих специальностей, о востребованности которых говорили все эксперты.

Эту ситуацию надо изменять быстро, поднимать престиж и рабочих, и инженерных специальностей всеми возможными способами. ГлавСправ видит свою роль в исполнении поручений Президента и Правительства РФ в размещении адекватной экономическому состоянию страны информации о востребованных специальностях.

Понятия «профессия» и «специальность»

Профессия - это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках данной профессии.

Например, профессия - токарь, специальности в рамках данной профессии: токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик, токарь-револьверщик.

Профессия учитель, специальности в рамках данной профессии: учитель физики и информатики, учитель физики и иностранного языка, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

    На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров выпускникам вузов могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе):
  • квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения;
  • квалификация дипломированный специалист может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени), бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат);
  • квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).

Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011