Мурманск

Раздел

Досье по предметам


Мнение преподавателей

Суденко Андрей Борисович
учитель информатики и ИКТ, шк. № 287 Адмиралтейского р-на

Как школьнику нужно подходить к подготовке по ЕГЭ?

— В подготовке к ЕГЭ по информатике есть некоторые сложности. В отличие от общеобразовательных программ по математике или русскому языку, курс информатики сильно отличается в разных школах. В некоторых предмет преподается с 1 класса, где-то — с 5 класса, в других в школах ее практически нет, только в 8-9 классах. Поэтому к моменту сдачи ЕГЭ ученики наделены самыми разными знаниями.

К тому же, школьные программы сильно разнятся с теми вопросами, которые присутствуют на ЕГЭ. В программе 11 класса, к примеру, очень много «воды» в текстах учебников: описание, история... Это, безусловно, полезно для общего развития, но не для сдачи Единого экзамена. Здесь важнее расчеты, составление программ, и в этом у ребят может не хватать практики.

Кроме изучения школьной программы, могу посоветовать пользоваться специальными пособиями: печатными и теми, что опубликованы в Интернете. В них разобраны основные материалы, задачи ЕГЭ. Также можно почитать форумы, посмотреть рекомендации по сдаче экзамена. Это большое подспорье для самостоятельной подготовки.

Информатика сейчас — наука популярная, ребята с удовольствием садятся за компьютеры, не надо заставляют их зубрить все, как в физике или математике. Да и формул, в отличие от тригонометрии, меньше. Важно только правильно логически их применить.

Варианты КИМ по всем общеобразовательным предметам включают в себя задания различных типов. На что обратить внимание при подготовке к каждому типу КИМ?

Часть «А»: Если внимательно посмотреть, то можно сразу исключить откровенно неверные ответы. А дальше: произвести решение, если это задача, и смотреть на совпадения. Встречаются логические задачи «с подвохом», где вас вынуждают обратить внимание на какой-то вариант ответа. Будьте осторожнее, ведь вас могут сбить с толку. А если хватает времени и вы уверены в своих силах, можно вообще решить задание в части А самостоятельно и только потом указать ответ среди вариантов.

Конечно, не обойтись без элементарных знаний и по другим предметам. Это касается не только правильности арифметических расчетов, но и элементарной грамотности: например, в заданиях, где нужно указать гласные и согласные буквы.

Часто в КИМах встречаются опечатки. Они могут сбить вас с толку, даже если вы уверены в ответе. Не стесняйтесь позвать наблюдающего, чтобы он зафиксировал этот случай и дал совет, как поступить дальше.

Часть «В»: Здесь сложнее то, что вы уже не сможете угадать ответ. Но те ребята, которые хорошо знают предмет, не почувствуют большой разницы. Они решают задание и после этого либо выбирают ответ, либо вписывают его. Часть В станет сложной для тех, кто пришел сдавать ЕГЭ «случайно».

Очень часто школьники спотыкаются на техническом оформлении. Сколько раз объясняем, что здесь нужно ставить точку, а не запятую, большую, а не маленькую букву, латинскую, а не русскую... Ребята, нервничая, ошибаются, пишут не в той графе, исправляют в ней же. Хотя для этого есть дополнительные графы. Машина же такие ответы выбрасывает, и потом на апелляции достаточно тяжело свою правоту доказать.

Нет каких-то разделов, по которым нужно готовиться отдельно. Темы в экзамене распределены равномерно. Могу сказать, что последние пару лет даже задания похожие, усложняются только цифры. В основном задачи на определение количества информации, алгебра высказываний. Но многое из того, что будет на ЕГЭ, изучали в средних классах, и даже если ученик в хорошо учился, ему будет тяжело вспомнить. Например, формула, по которой определяется. количество информации: «2 в степени i = N», применяется во многих задачах. Используя всего одну формулу, можно решить многие задачи, это в 10-11 классе нужно обязательно повторить.

Часть «С»: Чтобы хорошо написать часть «С», нужен опыт по программированию. Поэтому, если это не специализированная физико-математическая школа или дети не берут уроки информатики минимум с 5 класса, то без дополнительной подготовки не обойтись.

Конечно, есть задачи, которые смекалистые ребята смогут решить, даже не заглядывая в дополнительные книжки. Если у вас развита логика, и вы ориентируетесь в таких науках как математика, можно догадаться и прийти к ответу. Но это не касается специальных задач, где требуется знание определенных формул.

Еще один момент: в большинстве школ на уроках информатики проходят язык, который ребята считают устаревшим — Паскаль. Но этот язык до сих пор во многих вузах используется для обучения программированию, несмотря на то, что создавался в 70-е годы. Многие ребята пытаются самостоятельно программировать на более сложных языках: С++ и др. Замечательно, но при этом они могут забыть символику... поэтому при сдаче ЕГЭ лучше «меньше да лучше». Либо выбрать алгоритмический язык, либо тот язык, который вы действительно проходили на уроках информатики в школе, много работали на нем. В большинстве же случаев это традиционные языки, которые они потом будут проходить на первых курсах вуза. Да и преподаватель может неверно понять программу на непривычном ему языке, и на апелляции придется доказывать, что ученик был прав.

Какие «подводные камни», общие затруднения вы обнаружили в вопросах по ЕГЭ? С чем это связано? Есть ли проблемные вопросы, разделы?

— Встречаются опечатки, но это скорее погрешности. Часто смущают условные обозначения — они могут отличаться от тех, которые давал преподаватель на уроках. Как правило, все указано в условиях задачи, поэтому всегда очень внимательно читайте условия, и не делайте ничего лишнего.

Какие нюансы сделают ответ полнее, то есть дадут дополнительный балл при прочих равных условиях по вашему предмету?

—Обратите внимание, как в части «С» распределяются баллы. Не обязательно все сделать идеально. Если не получается какая-то задача, вы запутались, но выбрали верное направление, какое-то количество баллов вы все равно получите. Я рекомендую не бросать попыток, досидеть до конца, обязательно перепроверить арифметику. Очень обидно, а таких случаев было море, когда правильно найдено решение задачи, но ошибка в расчетах — и все.. У вас есть шанс поступить на бюджет, поэтому использовать его надо по максимуму.

Не начинайте со сложного, потому что если вы зациклитесь на одной сложной задаче, потом останется мало времени, и простые, как вам кажется, задачи, вы будете решать, не думая. Сначала начните с того, что хорошо знаете.

Как Вы настраиваете своих учеников, чтобы атмосфера волнения не снизила количество правильных ответов?

—Я убеждаю их в успехе, привожу в пример прошлые годы. Да, столько нужно выучить, не ошибиться, но я им говорю: «Все сдают экзамены хорошо, не переживайте». Конечно, иногда приходится и за ночь до экзамена с ними сидеть, разбирать какие-то вопросы...

Есть еще нюанс — если ребенок нервничает, то включается ступор. Ребенок путается в элементарных вещах и уже не соображает, что куда вписывать, ему сложно соблюдать все правила оформления ЕГЭ. Здесь уже должны работать психологи.

Необходимы ли в подготовке к ЕГЭ специальные курсы или репетиторы?

— Законодательно учитель в школе не имеет права сделать отдельный курс для подготовки к ЕГЭ. Можно только проводить дополнительные занятия, где будут обращать внимание на вопросы именно Единого экзамена. Хотя, конечно, предполагается, что внутри школьного курса мы должны подготовить учеников таким образом, чтобы они этот ЕГЭ сдали.

Но, как я уже сказал, вопросы в ЕГЭ и школьная программа сильно отличаются. К тому же, к каждому нужен свой подход. Один все поймет по книжке, другому обязательно нужно показать, как выполнить задание.

Ваше мнение, ЕГЭ — объективная оценка знаний, полученных учеником за 10 лет в школе?

— Я не могу сказать, что это объективная оценка, но я за ЕГЭ. Я не очень понимаю, как ЕГЭ выглядит в русском языке и тем более, в литературе, где нужно учиться говорить, формулировать мысль. Это сложнее, ведь запомнить цвет волос главной героини или ответить именно так, как сказал критик — не самое главное. Что касается точных наук, то здесь картинка более объективная. Это еще и стимул нам, учителям. Потому что когда ты сам обучил ребенка, дал контрольные, которые тоже составлял, объяснял и проверял сам, — это гораздо легче. Но здесь экзамен принимает суровая машина. И это стимулирует учителя.

Полезная информация?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011