Образовательный кластер подготовки педагогических кадров

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Национальная образовательная стратегия-инициатива “Наша новая школа” предполагают качественные изменения не только в содержании образования, но и в региональном управлении системой образования и его экономическими аспектами.

Наиболее эффективным подходом в решение этих задач является сетевой характер взаимодействия различных образовательных учреждений и социальных институтов.

Среди приоритетов развития инновационной деятельности в Петербурге разработка и дальнейшая реализация кластерной политики. В современной кластерной среде Санкт-Петербурга совокупность образовательно-педагогических учреждений и связанных с ними партнеров не выделена в настоящий кластер. Причиной служит небольшая значимость этой отрасли для региона в плане экономической прибыли, но поскольку она имеет колоссальное стратегическое значение как поставщик кадров для обучения будущих специалистов для всех других кластеров региона, имеет смысл выделить направление «педагогика» в Протокластер, по подобию Туристического или Арт-протокластера.

Многие кластеры включают в себя образовательные учреждения (университеты, агентства стандартизации, среднетехнические учреждения, заочные институты и торговые ассоциации). Эти учреждения оказывают услуги по спецподготовке и обеспечивают информацией те компании, которые состоят в кластере.

Под образовательным кластером (в нашем случае – протокластер) понимают совокупность взаимосвязанных учреждений всех уровней и форм образования, объединенных по определенному признаку и связанных партнерскими отношениями.

Обусловлено это потребностью объединить профессиональные силы для решения вопроса подготовки педагогических кадров с учетом потребностей организаций и учреждений Северо-Западного региона.

Включение учреждений в образовательный кластер должно строиться на принципах территориальной близости, взаимовыгодного сотрудничества, совместного использования имеющейся базы и ресурсов.

Каждое учреждение, входящие в кластер, имеет свои приоритетные направления развития, положительные результаты обучения.

Кластер, как инновационный центр развития регионального образования, позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него.

Предполагаемые участники кластера:

Санкт-Петербург традиционно считается образовательным центром России. Здесь представлено дошкольное (детские сады, ясли), среднее (школы и гимназии), средне-профессиональное (колледжи и лицеи) и высшее образование (вузы).

Помимо этого имеются военные и специальные учебные заведения, организации дополнительного образования и многое другое. В Санкт-Петербурге 800 школ, гимназий и лицеев, около 100 вузов, 64 колледжа. Их можно рассматривать как производственный раздел образовательно-педагогического кластера.

Научно-методическим центром кластера станут педагогические вузы Санкт-Петербурга, а также педагогические колледжи.

Работать педагогом можно, получив образование не только в педагогическом университете, но и в одном из педагогических колледжей, обучаясь после 9-го класса 4 года, а после 11-го класса - три года.

Направления подготовки

  • 44.00.00 Образование и педагогические науки
  • 44.02.01 Дошкольное образование
  • 44.02.02 Преподавание в начальных классах
  • 44.02.03 Педагогика дополнительного образования
  • 44.02.04 Специальное дошкольное образование
  • 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
  • 44.02.06 Профессиональное обучение (по отраслям)

Преподавание в начальных классах 44.02.02

Первый учитель – очень значимая фигура в детской психологии. Он является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Педагог помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Обычно учитель начальных классов проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, ведет кружки.

Область профессиональной деятельности

    Выпускник колледжа направления «Преподавание в начальных классах» в своей профессиональной деятельности должен:
  • определять цели и задачи, планировать уроки, внеурочные занятия и внеклассную работу;
  • проводить уроки, внеурочные занятия и внеклассные мероприятия;
  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения;
  • анализировать уроки, процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий;
  • вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования;
  • организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
  • проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
  • определять цели и задачи, планировать работу с родителями;
  • обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания;
  • анализировать результаты работы с родителями;
  • координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
  • выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
  • создавать в кабинете предметно-развивающую среду;
  • оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
  • участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Профессии

  • Учитель начальных классов

Где учиться

  • Ленинградское областное заочное педагогическое училище
  • Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
  • Санкт-Петербургский педагогический колледж № 4
  • Санкт-Петербургский педагогический колледж № 8
  • Выборгский педагогический колледж, г. Выборг
  • Гатчинский педагогический колледж им. К. Ушинского, г. Гатчина
  • Педагогический колледж Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина, пос. Горбунки, Ленинградская область
  • Пикалевский педагогический колледж г. Пикалево

Где работать?

Как правило, в начальных классах общеобразовательных школ и гимназий, в подготовительных группах детских садов, а также в развивающих образовательных центрах.


Коррекционная педагогика в начальном образовании 44.02.05

Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии.

Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного и слухового восприятия, умения концентрироваться на задачах, а также в повышении коммуникативных способностей.

Область профессиональной деятельности

    Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:
  • преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  • организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования;
  • классное руководство;
  • методическое обеспечение образовательного процесса.

Профессии

  • Учитель начальных классов
  • Учитель начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего профиля
  • Воспитатель
  • Логопед

Где учиться

  • Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Где работать?

Компенсирующий и коррекционно-развивающий профиль образования может быть реализован не только в специализированных, но и в общеобразовательных учреждениях, включая детские сады, школы, интернаты, детские дома, санатории и профилактории, летние лагеря.


Профессиональное обучение (по отраслям) 44.02.06

Подготовка будущих мастеров профессионального обучения осуществляется в двух параллельных и взаимосвязанных направлениях: введение в профильную специализацию, основную дисциплину, которую мастер впоследствии будет преподавать своим студентам, а также методика преподавания профильной дисциплины и общепедагогическое образование.

Педагогические дисциплины дополняются курсами по безопасности жизнедеятельности, трудовым правом и административно-юридическими аспектами преподавательской деятельности при профессиональном обучении.

Важные учебные предметы: Организация технологического процесса (по отраслям), Методика профессионального обучения, Общая и профессиональная педагогика, Отраслевые общепрофессиональные дисциплины, устанавливаемые для специальности, Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастера производственного обучения, Теоретические и методические основы педагогического сопровождения группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности.

Область профессиональной деятельности

    Выпускники этого направления обучения будут:
  • определять цели и задачи, планировать занятия;
  • обеспечивать материально-техническое оснащение занятий, включая проверку безопасности оборудования, подготовку необходимых объектов труда и рабочих мест обучающихся, создание условий складирования и др.;
  • проводить лабораторно-практические занятия в аудиториях, учебно-производственных мастерских и в организациях
  • организовывать все виды практики обучающихся в учебно-производственных мастерских и на производстве;
  • осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся;
  • анализировать занятия и организацию практики обучающихся;
  • вести документацию, обеспечивающую учебно-производственный процесс;
  • проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты;
  • определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся;
  • организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся;
  • осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ;
  • обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания;
  • разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных;
  • оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
  • участвовать в планировании деятельности первичного структурного подразделения;
  • участвовать в разработке и внедрении технологических процессов;
  • разрабатывать и оформлять техническую и технологическую документацию;
  • обеспечивать соблюдение технологической и производственной дисциплины;

Профессии

  • Учитель
  • Мастер производственного обучения (техник, технолог, конструктор-модельер, дизайнер и др.)

Где учиться

  • Петровский колледж
  • Санкт-Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный университет

Где работать?

В общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, учреждениях СПО, вразличных учреждениях среднего профессионального образования, специализированных лицеях, профессиональных училищах, колледжах, а также на различных курсах.

Каталог специальностей и направлений СПО

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011