44.00.00 Образование и педагогические науки

Направления подготовки

    Бакалавриат
  • 44.03.01 Педагогическое образование
  • 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
  • 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
  • 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
  • 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
    Специалитет
  • 44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Будущее отрасли

Педагогика работает на будущее. Ее основная задача - сформировать человека, который это будущее будет строить, активно в нем жить и работать. Экономика любого государства постоянно преобразовывается вслед за достижениями научно-технического прогресса, и молодые люди должны выйти из школы готовыми освоить и усовершенствовать новый технологичный мир.

Современный педагог представляет собой сумму специализаций. Он должен быть и хорошим предметником, и психологом, и социальным работником. В нашу повседневную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий, поэтому педагог будущего должен быть компетентен и в этой области.

Самое вероятное будущее педагогики – повсеместное внедрение эвристической педагогической системы, основой которой является воспитание творческой и созидательной личности. Педагогика будущего будет направлена на подготовку универсалов, которые знают и умеют делать почти всё (спроектировать, рассчитать, начертить, создать макет в компьютерной программе, рассчитать себестоимость, защитить проект, принять участие в исполнении, то есть довести идею до результата). Всеми этими компетенциями педагог должен владеть сам и уметь передать их ученикам.

Теоретическая часть обучения все больше будет отводиться на самостоятельное освоение. Домашний компьютер – как часть образования и возможность самоконтроля усвоенных знаний.

Учителю возвращается воспитательная функция. Педагогика будет вновь объединять две ипостаси – обучающую и воспитывающую. Вместе с техническим прогрессом изменяется не только качество жизни людей, но и отношения в семье и обществе. Ожидается, что молодой человек из стен школы выйдет не только хорошо обученным и компетентным во многих вопросах, но и гуманитарно-развитым человеком.

Сам подход к ученикам, скорее всего, изменится: на смену сотни лет применявшемуся в педагогике «менторству» (я сказал – ты сделал, фокус на общее развитие) приходит «коучинг» (как решить ту или иную задачу при имеющихся способностях и возможностях, фокус на достижение конкретной жизненной или профессиональной цели).

Педагогика существовала у человечества на всех этапах его развития – от каменного века до наших дней. И представить будущее без передачи знаний, опыта и основ морали и этики, невозможно.


Педагогическое образование 44.03.01

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) 44.03.05

    В современных педагогических вузах будущим учителям дают два профиля подготовки:
  • Английский язык и немецкий язык
  • Английский язык и французский язык
  • Безопасность жизнедеятельности и физическая культура
  • Биология и химия
  • География и экология
  • Информатика и английский язык
  • Информатика и математика
  • История и обществознание
  • Начальное образование и дошкольное образование
  • Технология и экономика
  • Физика и информатика

Если искомые специализации творческого характера, то для абитуриентов возможен дополнительный экзамен по следующим профилям подготовки: художественное образование, музыкальное образование, образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Дополнительный экзамен требуется также для физкультурного направления.

Профессиональная деятельность

    Выпускники этого направления обучения должны:
  • проводить психологическую и педагогическую диагностику учащихся для определения маршрута их воспитания и обучения;
  • проектировать элективные курсы по информатике и английскому языку с использованием последних достижений науки;
  • реализовывать базовые и элективные курсы по информатике и английскому языку в закрепленных согласно учебной нагрузке классах (группах) в соответствии с учебным и собственным поурочным планом, расписанием занятий;
  • проводить занятия с использованием современных технологий, учитывая особенности возрастного развития личности;
  • обеспечивать порядок и дисциплину во время уроков;
  • контролировать посещаемость и успеваемость школьников, вести классную документацию (классный журнал, папку классного руководителя, личные дела учащихся, характеристики школьников, протоколы родительских собраний, дневники);
  • проверять классные и домашние задания всех учащихся;
  • согласно учебному плану проводить промежуточные, четвертные и годовые контрольные работы;
  • проверять все виды контрольных работ и проводить последующую работу над ошибками;
  • подготавливать старшеклассников к государственной итоговой аттестации;
  • работать в составе экзаменационной комиссии во время итоговой аттестации обучающихся;
  • помогать профессиональному самоопределению школьника, подготавливать его к сознательному выбору профессии;
  • оказывать психолого-педагогическую помощь учащимся;
  • предупреждать девиантное поведение и правонарушения в подростковой среде;
  • организовывать внеучебную деятельность обучающихся, разрабатывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационных технологий;
  • участвовать в работе педсовета образовательного учреждения, совещаниях при директоре, методических собраниях и т.д.;
  • проводить родительские собрания;
  • пополнять кабинет учебным материалом по информатике и английскому языку, оборудованием для практических занятий;
  • обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, при необходимости оказывать первую медицинскую помощь.

Профессии

  • Учитель
  • Учитель начальных классов
  • Воспитатель детского сада

Где учиться

  • Смольный институт Российской академии образования, г. Санкт-Петербург
  • Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург
  • Институт гуманитарных и социальных наук Санкт-Петербургского университета управления и экономики, г. Санкт-Петербург
  • Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (РГПУ имени А. И. Герцена), г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный университет, СПБГУ, г. Санкт-Петербург
  • Московский педагогический государственный университет, г. Москва
  • Московский гуманитарный педагогический институт, г. Москва
  • Педагогический институт иркутского государственного университета, г. Иркутск
  • Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
  • Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
  • Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
  • Тюменский государственный университет, г. Тюмень
  • Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, Тюменская область, г. Ишим
  • Социально-педагогический институт, Республика Дагестан, г. Дербент
  • Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
  • Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, г. Красноярск

Где работать?

В зависимости от профиля обучения, выпускники этого направления могут работать в образовательных учреждениях (общеобразовательных школах, школах компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития), учреждениях дополнительного профессионального образования, музыкальных учебных заведениях, колледжах и вузах, медицинских, реабилитационных и коррекционных центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, службах социального обеспечения, детских домах, органах опеки и попечительства, молодежных центрах.


Специальное (дефектологическое образование) 44.03.03

Профессиональная деятельность

    Выпускники этого направления обучения должны:
  • проводить психолого-педагогическую диагностику лиц с ОВЗ, чтобы уточнить нарушения (слуха, речи, интеллектуального развития, психофизического развития, опорно-двигательного аппарата) и выбрать индивидуальный маршрут образования и коррекции;
  • работать с медицинскими картами, анализировать результаты медицинского, психологического и педагогического обследования инвалидов;
  • основываясь на результатах диагностики, составлять и корректировать индивидуальные программы развития, образования и коррекционной работы;
  • разрабатывать программы психолого-педагогического сопровождения людей с ОВЗ;
  • обучать, проводить реабилитацию и социальную адаптацию детей с ОВЗ в коррекционных детских садах и школах, группах интегрированного обучения, медицинских учреждениях;
  • осуществлять коррекционно-развивающую работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
  • использовать различные коррекционно-развивающие технологии и методики;
  • наблюдать за ходом коррекционно-развивающих мероприятий, оценивать их результаты и эффективность;
  • проводить профилактику и коррекцию привычек, наносящих ущерб здоровью;
  • создавать благоприятный психологический климат вокруг лиц с ОВЗ, особенно в образовательных учреждениях и семье;
  • консультировать инвалидов, членов их семей и педагогов по проблемам образования, развития и профессионального самоопределения;
  • оказывать помощь в воспитании членам семей, где проживают дети с ОВЗ;
  • формировать у населения толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями;
  • оказывать первую медицинскую и психологическую помощь в чрезвычайных ситуациях.

Профессии

  • Дефектолог
  • Логопед
  • Коррекционный педагог
  • Олигофренопедагог
  • Специалист психокоррекции
  • Специальный психолог
  • Сурдопедагог
  • Тифлопедагог

Где учиться

  • Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
  • Институт специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, г. Санкт-Петербург
  • Московский педагогический государственный университет, г. Москва
  • Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
  • Московский психолого-социальный университет, г. Москва
  • Московский городской педагогический университет, г. Москва
  • Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа
  • Академия социального образования, Республика Татарстан, г. Казань
  • Марийский государственный университет, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола
  • Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
  • Омский государственный педагогический университет, г. Омск
  • Педагогический институт иркутского государственного университета, г. Иркутск
  • Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул
  • Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

Где работать?

В образовательных учреждениях (в детских садах и школах компенсирующего вида для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития), в медицинских, реабилитационных и коррекционных центрах, психолого-медико-педагогических комиссиях, службах социального обеспечения.


Педагогика и психология девиантного поведения 44.05.01

Девиантное – это отклоняющееся от нормы поведение, которое приводит к правонарушениям. Неспроста среди специальных дисциплин, которые даются в процессе обучения этой специальности, есть криминология, предупреждение преступлений и административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правовое регулирование труда несовершеннолетних. Девиантное поведение формируется в подростковом возрасте, поэтому специалисты, обладающие знанием психологии девиантного поведения, психологии конфликта и психологии личности могут консультировать и осуществлять психологическую коррекцию школьников в профилактическом плане в школе или уже после совершенного правонарушения. Часто в основе противоправных действий лежит протест молодого человека против ситуации в семье, поэтому «Семьеведение» и «Социальная психология» изучаются в большом объеме.

Профессиональная деятельность

    Выпускники этого направления обучения должны:
  • проводить психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в колониях и содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
  • устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок, причины социального неблагополучия семьи;
  • изучать особенности и бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на подростка;
  • корректировать нервно-психическое состояние несовершеннолетних;
  • формировать сеть социальной и психолого-педагогической помощи детям и подросткам группы риска;
  • защищать права и законные интересы детей и подростков;
  • выявлять лица, совершающие в отношении детей противоправные деяния, а также родителей или законных представителей детей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию;
  • собирать материалы, являющиеся основанием для лишения родительских прав в случаях жестокого обращения с детьми или неисполнения обязанностей родителей;
  • выявлять и вести учёт несовершеннолетних правонарушителей и родителей, отрицательно влияющих на детей;
  • работать с несовершеннолетними, доставленными в органы внутренних дел;
  • подготавливать материалы о помещении несовершеннолетних, не достигших возраста уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
  • выявлять подростков, объявленных в розыск, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих противоправные деяния, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
  • участвовать в процессе дознания преступлений, совершенных несовершеннолетними;
  • проводить мероприятия по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди детей и подростков;
  • пресекать правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних;
  • проводить профилактические беседы, встречи, образовательные программы с подростками и их родителями, особенно в неблагополучных семьях;
  • восстанавливать разрушенные или полностью утраченные бывшими несовершеннолетними заключенными общественные связи и отношения;
  • оказывать психологическую помощь осужденным подросткам;
  • оказывать социально-правовую и психологическую помощь семьям и детям групп риска, также детям и родителям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • проводить консультации для родителей с целью разрешения семейных конфликтов;
  • заниматься нормализацией и корректировкой отношений родителей и детей;
  • консультировать родителей и педагогов по проблемам детей с отклонениями и задержками в развитии, чтобы предупредить будущие правонарушения;
  • формировать в коллективах детей и подростков благоприятный морально-психологический климат;
  • оказывать помощь в решении межличностных конфликтов;
  • организовывать досуг детей и подростков;
  • преподавать психолого-педагогические дисциплины в школах, колледжах и вузах;
  • повышать психолого-педагогическую и правовую грамотность взрослых, участвующих в воспитании детей и подростков, в том числе с девиантным поведением.

Профессии

  • Коррекционный педагог
  • Педагог-конфликтолог
  • Реабилитационный педагог
  • Специалист психокоррекции
  • Специальный психолог
  • Социальный психолог
  • Инспектор отдела по делам несовершеннолетних
  • Специалист органов социальной защиты населения
  • Семьевед

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, г. Санкт-Петербург
  • Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Санкт-Петербург
  • Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
  • Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва
  • Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва
  • Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
  • Орловский государственный университет (ОГУ), г. Орел
  • Владимирский государственный университет им. А.И. и Н.Г. Столетовых (ВЛГУ), г. Владимир
  • Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
  • Новосибирский государственный педагогический университет (НГПУ), г. Новосибирск

Где работать?

В зависимости от профиля обучения могут проходить в общеобразовательных школах, специальных школах закрытого типа, колониях, детских домах, социальных приютах, социально-реабилитационных центрах, психолого-медико-социальных комиссиях, в правоохранительных органах и органах юстиции, органах опеки и попечительства, комиссиях по делам несовершеннолетних, молодежных центрах, медицинских, реабилитационных и коррекционных центрах.

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011