35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Направления подготовки

    Бакалавриат
  • 35.03.01 Лесное дело
  • 35.03.02 Технологии лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств
  • 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение
  • 35.03.04 Агрономия
  • 35.03.05 Садоводство
  • 35.03.06 Агроинженерия
  • 35.03.07 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
  • 35.03.08 Водные биоресурсы и аквакультура
  • 35.03.09 Промышленное рыболовство
  • 35.03.10 Ландшафтная архитектура

Будущее отрасли

Чтобы прокормить население Земли, уже в ближайшем будущем придется изменить сельское хозяйство до неузнаваемости. Из чего мы будем делать еду для себя и корм для животных? Сможем ли мы прожить, ничего не выращивая и никого не убивая?

Точное земледелие является одним из прорывных трендов нынешнего года. В его основе лежит идея о том, что возделываемое пространство неоднородно, и каждый отдельный участок требует уникального ухода. На практике это оборачивается минимизацией расходов: благодаря использованию наземных датчиков, а также спутниковой и аэрофотосъёмке, можно тратить удобрения только на те места, которые этого требуют.

Уже к 2020 году сельскохозяйственные дроны и датчики, отслеживающие состояние почвы, воздуха и посевов на полях, станут обычными для сельского хозяйства. В дальнейшем, используя полученную информацию, интеллектуальные системы смогут автоматически принимать решения об уходе за растениями, не привлекая человека. Нечто подобное стоит ждать и в животноводстве: благодаря сенсорам фермеры смогут в реальном времени получать информацию о самочувствии каждого животного. Уже сейчас самые передовые доильные автоматы не требуют вмешательства человека и не вызывают стресса у животных.

К началу следующего десятилетия сельхозяйственные роботы - агботы автоматизируют все рутинные полевые работы: вспашку, посадку, прополку, полив, внесение удобрений и сбор урожая. А ещё через пять лет интеллектуальные системы станут управлять целыми семействами сообщающихся агботов.

В будущем продовольственная проблема может потребовать поиска новых источников пищи. Так, в течение ближайших 20 лет человечество будет вынуждено использовать в пищу насекомых. Такая еда доступна, а её производство проще привычного животноводства и наносит меньший ущерб окружающей среде, тем более что по меньшей мере миллиард людей в развивающихся странах уже используют в пищу несколько тысяч видов насекомых.

А в земледелии человек может вернуться к использованию традиционных, но полузабытых культур, например, киноа и проса, которые отличаются повышенной стойкостью и неприхотливостью. Богатое белком киноа рассматривается как один из главных продуктов XXI века. Конкуренцию этому злаку могут составить только водоросли, уже занимающие ключевое место в рационе азиатов.

В течение ближайших 20 лет могут быть созданы многолетние зерновые культуры, которые позволят снизить затраты на удобрения и гербициды. Для этого придётся значительно ускорить селекцию, и применить генетический инжиниринг новых сельскохозяйственных культур.

К середине XXI века население планеты составит не менее 9 млрд. человек, три четверти из которых будут проживать в городах. Высокотехнологическое сельское хозяйство скорее всего будет перенесено в мегаполисы. Это станет возможным при использовании вертикальных ферм: они не требуют большой площади и позволяют собирать урожаи круглый год. Такие агрокомплексы станут нормой к 2027 году, пока же экспериментальные фермы (гидропонные установки и искусственные грядки) существуют во дворах и на крышах жилых и офисных зданий, где выращивают рис, овощи и фрукты для сотрудников.

В августе прошлого года был приготовлен первый бургер из искусственного мяса, выращенного в лабораторных условиях из индуцированных стволовых клеток. Уже к 2025 году искусственное мясо станет вкуснее, дешевле и сможет заменить собой настоящее. В эксперименты по выращиванию мяса из стволовых клеток инвестировал Билл Гейтс и сооснователи Twitter Биз Стоун и Эван.

Международный форум «Будущее сельского хозяйства» в Брюсселе призывает сельхозпроизводителей и органы землепользования использовать инновационные подходы к разработке и реализации решений по устойчивой интенсификации сельского хозяйства, творчески подойти к решению задачи повышения урожайности культур, более рационального земле- и водопользования в сельском хозяйстве и увеличения биологического разнообразия.


Агроинженерия 35.03.06

    Выпускники этого направления смогут:
  • создавать новые виды сельскохозяйственных машин и установок;
  • проектировать современные технологические процессы производства, хранения и переработки сельхозпродукции;
  • использовать информационные технологии при проектировании машин и технологических линий;
  • участвовать в испытаниях сельскохозяйственной техники, электрооборудования и средств автоматизации;
  • эффективно использовать сельскохозяйственную технику и оборудование для производства, первичной обработки и хранения продукции растениеводства и животноводства;
  • создавать необходимые условия для хранения сельскохозяйственных машин;
  • курировать ремонт и восстановление изношенных деталей машин, чтобы обеспечить постоянную работу техники;
  • осуществлять техническое обслуживание и ремонт электрооборудования, энергетических сельскохозяйственных установок, средств автоматики и связи, контрольно-измерительных приборов;
  • поддерживать работу электрофицированных и автоматизированных технологических процессов, проводить монтаж, наладку машин и установок;
  • контролировать качество производимой, перерабатываемой и хранимой сельскохозяйственной продукции;
  • использовать системы электро-, тепло-, водо-, газоснабжения;
  • утилизировать отходы сельскохозяйственного производства;
  • рассчитывать стоимость основных производственных ресурсов: расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, потерь от брака, трудовых и материальных ресурсов и т.д.

Профили

  • Технические системы в агробизнесе;
  • Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
  • Технический сервис в агропромышленном комплексе.

Профессии

  • Агроинженер;
  • Агроном;
  • Специалист по системам электроснабжения;
  • Теплоэнергетик.

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин - Санкт-Петербург
  • Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева г. Москва
  • Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина , г. Москва
  • Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I , г. Воронеж
  • Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
  • Новосибирский государственный аграрный университет, г. Новосибирск
  • Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск
  • Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. академика Д.Н. Прянишникова (ПГСХА), г. Пермь
  • Мичуриннский государственный аграрный университет (МИЧГАУ), Тамбовская область, г. Мичуринск
  • Кубанский государственный аграрный университет (КУБГАУ), г. Краснодар

Где работать?

Выпускники профиля «Технические системы в агробизнесе» смогут работать на инженерных и руководящих должностях предприятий и организаций агропромышленного комплекса, в автотранспортных предприятиях, на заводах и фирмах по производству сельскохозяйственной техники, на ремонтных предприятиях, в крестьянских и фермерских хозяйствах, предприятиях, требующих профессиональных знаний в области эффективного использования и ремонта тракторов, автомобилей и другой техники.

Выпускники профиля «Технологическое оборудование для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции» смогут работать технологом, мастером цеха на предприятиях пищевой промышленности и сервиса, а также на других предприятиях, выполняющих заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции.

Выпускники профиля «Технический сервис в агропромышленном комплексе» смогут работать на инженерных и руководящих должностях предприятий агропромышленного комплекса, в автотранспортных и ремонтных предприятиях, на предприятиях технического сервиса, обеспечивающих техническое обслуживание и ремонт тракторов, автомобилей и другой техники.


Водные биоресурсы и аквакультура 35.03.08

Аквакультура - это разведение и выращивание водных организмов (рыб, ракообразных, моллюсков, водорослей) в естественных и искусственных водоёмах, а также на специально созданных морских плантациях.

Рыбоводство является главной формой аквакультуры. Оно предусматривает разведение рыбы на рыбоводных заводах в цистернах или загонах. Рыбоводство повышает численность таких видов, как лососёвые, сомообразные, тиляпия, треска, карп, форель и других.

Аквакультура - производство, предполагающее вмешательство в процесс разведения рыб, моллюсков, ракообразных и водорослей с целью повышения производительности.

На аквакультуру, которая, возможно, является самой быстрорастущей отраслью производства продовольствия, в настоящее время приходится почти 50% общемирового объема рыбы, потребляемой в пищу. Судя по динамичному развитию в последние тридцать лет, а также ввиду относительно стабильного вылова в промысловом рыболовстве, не исключено, что дальнейший рост рыболовной отрасли будет обеспечиваться главным образом за счет аквакультуры.

    Выпускники этого направления будут:
  • заниматься искусственным разведением и выращиванием различных рыб, моллюсков, ракообразных и водорослей;
  • изучать и контролировать популяцию промысловых рыб и других гидробионтов (ракообразных, моллюсков), растений, речных и морских животных;
  • рассчитывать необходимое количество корма для рыб и определять его качество;
  • контролировать качество выращиваемых объектов аквакультуры;
  • оценивать экологическое состояние и пригодность естественных и искусственных водоёмов для обитания рыб;
  • изучать различные болезни, патологии рыб и методы их профилактики и лечения;
  • обеспечивать экологическую безопасность рыбохозяйственных водоёмов, его обитателей и продукции аквакультуры;
  • охранять и регулировать объём вылова гидробионтов в морях и во внутренних водоёмах;
  • проводить рыбохозяйственную и экологическую экспертизу;
  • участвовать в проектировании рыбоводных предприятий, нерестово-выростных и товарных рыбоводных хозяйств;
  • прогнозировать последствия деятельности человека на водные экосистемы;
  • проводить научные исследования в области водных биоресурсов и аквакультуры, участвовать в полевых экологических наблюдениях с использованием лабораторного оборудования.

Профессии

  • Биолог;
  • Биолог-генетик;
  • Ихтиолог;
  • Ихтиопатолог;
  • Микробиолог;
  • Рыбовод.

Где учиться

  • Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Пушкин - Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины, г. Санкт-Петербург
  • Сахалинский государственный университет (САХГУ), г. Южно-Сахалинск
  • Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова, г. Махачкала
  • Уральская государственная академия ветеринарной медицины (УГАВМ), г. Троицк, Челябинская обл.
  • Калининградский государственный технический университет, г. Калининград
  • Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Где работать?

Будущие ихтиологи и рыбоводы смогут работать в природных парках, морских заповедниках, на биостанциях, рыбоводных заводах по воспроизводству ценных промысловых видов рыб, озёрных, прудовых, садковых и товарных рыбоводных хозяйствах, в экологических фондах, естественнонаучных музеях, научно-исследовательских институтах озёрно-речного рыбного хозяйства, государственных инспекциях по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства, на предприятиях рыбной промышленности.

Каталог специальностей и направлений ВПО (бакалавриат)

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011