05.00.00 Науки о Земле

Направления подготовки

    Бакалавриат
  • 05.03.01 Геология
  • 05.03.02 География
  • 05.03.03 Картография и геоинформатика
  • 05.03.04 Гидрометеорология
  • 05.03.05 Прикладная гидрометеорология
  • 05.03.06 Экология и природопользование

Будущее отрасли

Будущее наук о Земле начинается уже сегодня - стремительные темпы насыщения современной техникой нашей повседневной жизни зависят от эффективного освоения естественных ресурсов Земли. В сферу хозяйственного освоения человек все более широко включает гидравлическую энергию рек и морских приливов, внутриатомную энергию, а также энергию внутреннего тепла земной коры. Предпринимаются первые шаги по освоению полезных ископаемых океанского дна.

В недалеком будущем возможно использование в земном хозяйстве человека еще неведомых ресурсов космического пространства.

История показывает, что зарождение и развитие всех наук всегда были тесно связаны с удовлетворением жизненных запросов человеческого общества. Именно поэтому в ногу с убыстряющимся техническим прогрессом изменялись и развивались науки о Земле, постепенно превратившиеся из единой некогда географии, или землеведения, в мощное и разветвленное содружество наук.

Стихийные бедствия, глобальное потепление, исчерпание природных ресурсов – на эти вызовы наша цивилизация пока не нашла достойных ответов. Надежды человечества обращены главным образом к учёным, специалистам в области наук о Земле. Сейчас эти науки всё больше приобретают междисциплинарный характер, поскольку для понимания сложных процессов планетарного масштаба необходимы знания из разных областей.


Картография и геоинформатика 05.03.03

Картография появилась так давно, как только человек стал путешествовать и открывать новые земли. Они должны были быть обозначены на уже существующих картах с точными географическими координатами. Случались в таких картах и серьезные ошибки, в результате одной из которых Колумб «открыл» Америку… Не все ошибки мореплавателей с картами закончились так благополучно, поэтому корректная работа картографов – очень ответственное дело. И пусть сейчас не осталось «белых пятен» на карте Земли, с появлением компьютерных технологий и аэрофотосъемки многие уже известные данные требуют уточнения. Геоинформатика – совсем юная сестра картографии - обязана своим появлением бурному развитию спутниковых систем слежения. Например, ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система), советская/российская спутниковая система навигации, американская система навигации GPS (Global Positioning System), базирующаяся в космосе навигационная система, которая дает информацию о местоположении объекта в любое время, при любых погодных условиях, на земле или около нее - везде, где есть возможность обзора для четырех или более спутников GPS.

    Выпускники этого направления будут:
  • собирать пространственные данные с помощью систем спутникового позиционирования (определение координат объекта в трёхмерном земном пространстве);
  • обрабатывать аэрокосмическую и другую дистанционную информацию разного вида и масштаба;
  • объяснять результаты съёмок местности, материалы дистанционного зондирования Земли, данных статистических наблюдений, геодезических и спутниковых измерений;
  • составлять, подготавливать к изданию и издавать общегеографические и тематические карты (карты природы, населения, хозяйства и экологического состояния, включая оценочные и прогнозные карты, кадастровые карты) и атласы в традиционном бумажном варианте и цифровой форме;
  • разрабатывать оформление и компьютерный дизайн карт разных видов;
  • редактировать картографические произведения на этапах проектирования, составления и издания;
  • создавать цифровые модели Земли, страны, городов, заповедных и охраняемых территорий;
  • разрабатывать геоинформационные системы (ГИС), позволяющие искать, анализировать и редактировать цифровые карты;
  • создавать картографический дизайн в ГИС-пакетах;
  • обрабатывать снимки нового типа (сверхвысокого разрешения, тепловые, радиолокационные);
  • организовывать и участвовать в полевых и лабораторных картографических работах;
  • проводить наземные съемки местности;
  • формировать географические базы и банки данных;
  • пользоваться комплексами наземной и аэрофотосъемки, аппаратами дистанционного зондирования, приборами для дешифровки снимков, обработки аэрокосмических материалов и рисовки карт, издательским оборудованием;
  • использовать в профессиональной деятельности современные геоинформационные и телекоммуникационные технологии создания карт, компьютерные программы в области картографии, геоинформатики и обработки аэрокосмических снимков.

Профессии

  • Астрономогеодезист;
  • Аэрогеодезист;
  • Геодезист;
  • Кадастровый инженер;
  • Специалист по аэрофотосъемке;
  • Географ;
  • Топограф;
  • Картограф.

Где учиться

  • Военно-топографический институт - факультет Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского
  • Санкт-Петербургский государственный университет (Естественных и гуманитарных наук), г. Санкт-Петербург
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва
  • Московский государственный университет геодезии и картографии, г. Москва
  • Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск

Где работать?

В инженерно-геодезических и картографических службах, на аэрофотогеодезических предприятиях, в системе Министерства обороны и МВД, в строительных, архитектурно-проектных организациях, транспортных компаниях, гидрометеорологических и лесных службах, государственных кадастровых учреждениях, научно-исследовательских институтах, фирмах по созданию проблемно-ориентированных геоинформационных систем.


Гидрометеорология 05.03.04

Выпускники этого направления обучения будут профессионально проводить метеорологические наблюдения, составлять прогноз погоды и климата, участвовать в экспедициях вод, суши, Мирового океана и атмосферы.

    Кроме того таким специалистам необходимо:
  • быть компетентными в гидрологии рек, озёр, водохранилищ, морей и устьев рек; гидрохимии и гидроэкологии; знать и предвидеть динамику русловых потоков;
  • уметь оценивать влияние метеорологических факторов на окружающую среду и различные отрасли производства;
  • проводить метеорологическую экспертизу промышленных и сельскохозяйственных объектов;
  • проводить исследования в научных гидрометеорологических и гидрохимических лабораториях, в вычислительных центрах;
  • обрабатывать океанографические данные, объяснять результаты и делать прогнозы;
  • составлять карты, схемы, разрезы, таблицы, графики;
  • уметь использовать в работе современные геоинформационные технологии и программные средства.

Профессии

  • Гидрогеолог;
  • Гидрограф;
  • Гидролог;
  • Гидрометеоролог;
  • Гидрохимик;
  • Гидроэколог;
  • Метеоролог;
  • Океанолог;
  • Синоптик.

Где учиться

  • Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург
  • Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
  • Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе, г. Москва
  • Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, г. Москва
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, г. Москва

Где работать?

В службах по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в органах охраны природы и управления природопользованием, научно-исследовательских институтах по изучению океанов и морей, организациях, связанных с эксплуатацией морских ресурсов, а также в различных фирмах, работа которых зависит от состояния погоды и климата.

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011