17.00.00 Оружие и системы вооружения

Направления подготовки

    Бакалавриат
  • 17.03.01 Корабельное вооружение
    Специалитет
  • 17.05.01 Боеприпасы и взрыватели
  • 17.05.02 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
  • 17.05.03 Проектирование, производство и испытание корабельного вооружения и информационно-управляющих систем
  • 56.05.02 Радиационная, химическая и биологическая защита

Будущее отрасли

Оружие определяется стратегическими задачами, которые будут решать основные геополитические игроки, возможностями экономики и состоянием общества. Поэтому на будущее оборонных комплексов сегодня следует смотреть не только с военных или промышленных позиций. Во многих отношениях современная цивилизация подошла к своим пределам. Несущая способность биосферы Земли превышена более чем на 20%. В XXI веке человечеству придется перейти на совершенно иной режим природопользования и работы с ресурсами.

Принципиально новой стала ситуация и в области вооружений – убойная сила обычного оружия увеличилась на 5 порядков от начала промышленной революции до рубежа XXI века. Вооруженные силы обрели возможность уничтожить человечество или отбросить его на много веков назад.

По оценке ряда экспертов, по обычным вооружениям соотношение военного потенциала России и совокупного потенциала стран-членов НАТО – 1:60. Этим и определяется острота, сложность и масштаб задачи модернизации общества, экономики и оборонного комплекса России.

Что же касается изучения Мирового океана, то эта отрасль имеет хорошие перспективы. В июле 2015 г. сообщили, что Правительство выделило 87 млрд. рублей, которые в течение 15 лет Россия потратит на изучение Мирового океана. Эти средства будут распределены на программы «Экспедиционные исследования в Мировом океане», «Прикладные исследования природы Мирового океана», «Комплексные исследования Антарктики» и ряд других.

«Освоение пространств и ресурсов Мирового океана – одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии, - говорят эксперты. Флотилии современных атомных подводных лодок, различные образцы эффективного минно-торпедного оружия, высокотехнологичная морская авиационная техника, использование космических средств для изучения океана – все это есть, но тот момент, когда человечество без громких лозунгов перешло от изучения Мирового океана к его освоению упущен.

    Есть большая разница между понятиями «исследования» и «освоение». Освоение начинается с опытного образца, разработанных технологий и обеспечивает практическую деятельность человечества. Для достижения успеха в этой области станут:
  • максимально возможная автоматизация подводных работ,
  • высокий технологический уровень роботизированных систем,
  • создание подводного сетевого информационного пространства.

Корабельное вооружение 17.03.01

Понятие «корабельное вооружение» может носить и мирный и военный характер, в зависимости от типа корабельного оборудования. Корабельное вооружение - это все, что находится на корабле сверх корпуса и двигателя. Это может быть действительно оружие для военных действий и установки для его запуска, но может быть и специальная оснастка для выполнения научных работ – оборудование для опускания глубоководного батискафа, лебедки для вытягивания тралов и т.п.

К корабельному вооружению в военных целях относится корабельная артиллерия — совокупность артиллерийского оружия, установленного на боевых кораблях и предназначенного для применения по береговым (наземным), морским (надводным) и воздушным целям. В современном понятии корабельная артиллерия представляет собой комплекс артиллерийских установок (башенных и палубно-башенных), систем управления огнем и артиллерийского боезапаса. К этой категории относят также корабельные противолодочные вертолеты и много другого.

    Выпускник этого направления обучения может:
  • создавать, испытывать и осуществлять техническое обслуживание образцов и комплексов морской техники специального назначения и средств корабельного вооружения
  • изготавливать, собирать и испытывать энергетические комплексы подводных аппаратов
  • проводить испытания средств автоматического управления бортовых систем навигации и телеуправления подводных аппаратов
  • проводить испытания систем обнаружения, самонаведения, целеуказания, средств приёма и обработки гидрофизической информации и интеллектуальных систем для подводных аппаратов
  • создавать средства защиты кораблей и морской техники по физическим полям
  • создавать корабельные пусковые установки и проводить их испытания
  • разрабатывать и испытывать средства гидроакустического оснащения кораблей и подводных лодок для обнаружения и классификации подводных и надводных объектов
  • проводить исследования Мирового океана

Кроме того, морские инженеры обслуживают тральное вооружение, навигационно-управляющие системы, занимаются программным обеспечением обработки полученных в рейсе данных, а также отвечают за эксплуатацию и ремонт этих систем.

Профессии

  • Инженер-баллистик
  • Инженер-конструктор
    Специальности морского инженера
  • «Кораблестроение»,
  • «Океанотехника»,
  • «Судовое оборудование»,
  • «Судовые энергетические установки»
    Специализации
  • «Подводная техника»,
  • «Морская акустика и гидрофизика»,
  • «Автоматические системы управления морской техникой»,
  • «Морские информационные системы и оборудование»,
  • «Корабельные автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы»

Где учиться

  • Санкт-Петербургский Государственный Морской Технический университет (СПБГМТУ), г. Санкт-Петербург
  • Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ), г. Москва
  • Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ), г. Нижний Новгород
  • Институт Морских технологий, энергетики и транспорта Астраханского государственного технического университета, г. Астрахань

Где работать?

В судостроительных заводах, в морских бюро машиностроительных предприятий, на судах морского и речного транспорта, в конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах, работать по контракту в службах ВМФ. Выпускники могут работать или в оборонной отрасли, или в области освоения Мирового океана.


Боеприпасы и взрыватели 17.05.01

    Выпускники этого направления обучения могут выполнять следующие работы:
  • проверять последствия террористических актов и техногенных катастроф, проводить там взрывотехнические экспертизы;
  • разрабатывать способы распознавания взрывных устройств по анализу последствий террористических актов и техногенных катастроф;
  • участвовать во взрывных работах, необходимых в строительной отрасли (например, при сносе старого или разрушенного дома, направленные взрывы при прокладке туннелей) или в горнодобывающей отрасли (подготовка разреза к открытой добыче руды, угля и т.д.)
    Для военной отрасли такие специалисты могут:
  • проектировать образцы боеприпасов (мин, бомб и т.д.) и взрывателей
  • создавать новейшие образцы военной техники, проводить их экспериментальное испытание
  • выбирать материалы, сырье и оборудования для создания боеприпасов и взрывателей
  • обеспечивать надежность, безотказность и безопасность работ с боеприпасами и взрывателями
  • участвовать в создании баз данных о взрывных устройствах и взрывных явлениях

Профессии

  • Инженер по взрывным работам
  • Инженер-конструктор в области боеприпасов и взрывателей
  • Инженер-сапер
  • Инспектор на взрывоопасном производстве
  • Испытатель боеприпасов
  • Сборщик боеприпасов

Где учиться

  • Балтийский государственный технический университет "ВОЕНМЕХ" им. Д.Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ») г. Санкт-Петербург
  • Московский государственный технический университет им. Н.Э. БАУМАНА (МГТУ им Баумана) г. Москва
  • Пензенский государственный университет, г. Пенза
  • Пензенский артиллерийский инженерный институт, филиал Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулёва
  • Нижнетагильский технологический институт (филиал) уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина (НТИ (Ф) УРФУ), Свердловская область, г. Нижний Тагил
  • Тульский государственный университет (ТУЛГУ), г. Тула
  • Сибирская государственная геодезическая академия, г. Новосибирск
  • Бийский технологический институт (филиал) алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Алтайский край, г. Бийск
  • Самарский государственный технический университет (САМГТУ), г. Самара
  • Снежинский физико-технический институт – филиал национально-исследовательского ядерного университета «МИФИ», Челябинская область, г. Снежинск

Где работать?

В конструкторских бюро, в специализированных отделах строительных или автодорожных предприятиях, на объединениях горнодобывающего производства. Иногда такие специалисты-пиротехники нужны на киностудиях или при организации салютов на индивидуальных или городских праздниках.

В отделах криминалистики и экспертизы в МВД, на промышленных предприятиях военной отрасли, на полигонах, испытательных станциях или в воинских частях.

Каталог специальностей и направлений ВПО (бакалавриат)

Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011