Воронеж

Раздел Высшее образование

Статьи

22.02.2012

Зимний фестиваль науки ВШЭ

Ежегодно в дни зимних каникул петербургский филиал Высшей школы экономики организует научную школу. В 2012 году лекции и презентации были организованы для бакалавров не только самой «вышки», но и других вузов города.

Уже третья по счету Зимняя научная школа ВШЭ на этот раз была представлена в формате фестиваля. С 4 по 5 и с 18 по 19 февраля в здании филиала по ул. Промышленной, 17 преподаватели вуза и приглашенные лекторы читали лекции и проводили мастер-классы. Наравне с ними свои проекты и лаборатории представляли выпускники и магистранты университета.

«В этом году мы провели некий «ребрендинг»: Зимняя школа ВШЭ стала называться Зимний фестиваль науки, — отметил Валерий Гордин, зам. директора филиала. — Главное отличие заключается в том, что мы позиционируем себя именно как исследовательский вуз: за год сформировалось несколько новых лабораторий, учебных групп, которые мы и представили в рамках фестиваля. Все это — потенциальные возможности для будущих исследований наших магистрантов».

Высшая школа экономики постаралась в течение нескольких дней отразить весь спектр своей научной деятельности: лекции о состоянии международной и российской экономики, мастер-классы с участием экспертов, выступления зарубежных ученых, презентации магистерских программ, научных достижений, проектов и лабораторий, а также многое другое.

Первая сессия Зимнего фестиваля наук ВШЭ

Вторая сессия Зимнего фестиваля наук ВШЭ

Среди событий Зимнего фестиваля ВШЭ можно выделить лекции представителей науки, бизнеса и политики, среди которых: Васильев С.А., Годлевский П.Г., Явлинский Г.А. и другие. О международной экономике рассказали зарубежные гости фестиваля: Ханс Фогеляр, Роберто Фоа и Жак-Франсуа Тисс.


Французский ученый-экономист Жак-Франсуа Тисс, профессор, научный руководитель Лаборатории теории рынков и пространственной экономики НИУ ВШЭ провел для студентов ВШЭ лекцию «Новая международная география». Он рассказал об особенностях международной экономики и факторах, влияющих на ее эволюцию. Студенты обратились к профессору с просьбой описать будущее в российской экономике. «Иностранцу довольно непросто давать какие-то определенные прогнозы, — ответил Тисс. — Но сейчас, совершенно точно, — время сотрудничать. И государство, и рынок, и общество должны знать, чего они ожидают друг от друга. В таком случае, можно ожидать плодотворного развития».

Профессор Жак-Франсуа Тисс рассказал журналу «ГлавСправ» о своем участии в Зимнем фестивале наук Высшей школы экономики:

— Это замечательная идея, когда ученые могут напрямую объяснить студентам, что такое экономическая наука. И я рад побывать в России и поучаствовать в этом.

— У вас было особое послание для российских студентов?

— Думаю, студентам экономики в России стоит знать, что их задача — как можно больше информировать общество. Возьмем, к примеру, Грецию, где большинство населения не имеет особого понятия о причинах экономического кризиса — и коммерция, и рынок там находятся в удручающей ситуации. Так вот, чем больше в России будет грамотных экономистов во всех сферах, тем больше простые люди узнают, по каким механизмам работает экономика, будут отличать хорошие советы от плохих. Следовательно, и государство получит нужную поддержку.

Отмечу, что определенная неосведомленность в том, что касается экономических законов — особенность восточноевропейских стран и бывшего СССР. В США, Канаде и других западных государствах такая проблема стоит менее остро.

— Сегодня вы говорили о прогнозах, касающихся российской экономики. От чего зависит успешное будущее студентов, сидящих в этой аудитории?

— О, у них, определенно, есть будущее, но оно зависит от многих обстоятельств, конечно... И если не говорить о форс-мажорных ситуациях, все же, будущее — это в первую очередь вы сами: то что вы делаете, как себя ведете… Как ни странно, именно это люди и не готовы признавать, сваливая все на обстоятельства.

— Пожалуйста, вкратце охарактеризуйте экономическое образование в России и Петербурге?

— Я не очень много знаю о нем, если откровенно. И проблема вот в чем: в зарубежных странах, к примеру, очень легко преподавать физику: в этой науке нет идеологического влияния. Но когда речь заходит об экономике, я сталкиваюсь с тем, что аудитория в каждой стране имеет свои представления, свои ценности. Поэтому в экономическом споре приходится управлять двумя системами ценностей: экономической теорией и системой устоявшихся ценностей, чтобы не вступить в конфликт.

Что касается России, вам для развития нужны, прежде всего, молодые профессора, ведь старые уже никогда не изменят своих взглядов. Мне вот, например, нелегко менять свои взгляды… Но для того, чтобы подготовить новую смену преподавателей, нужны опытные — это довольно запутанно.

В России точно есть хорошие школы, откуда выходят отлично подготовленные финансисты, и успешно работают. Конечно, серьезные перемены не случаются за одну ночь...


Последний день фестиваля, 19 февраля, завершился выступлением Валерия Эрнстовича Гордина, зам. директора филиала НИУ-ВШЭ, декана факультета экономики. Он подвел итоги двух сессий, вкратце рассказал основную информацию о магистратуре для тех, кто не смог присутствовать на всех мероприятиях, а также дал несколько советов будущим магистрантам ВШЭ.

— Кто стал главной аудиторией Зимнего фестиваля-2012?

— Конечно, в основном это бакалавры. Кроме того, у нас появились программы и для будущих аспирантов. В этом году в петербургском филиале ВШЭ открыто два направления в аспирантуру: политология и экономика.

— Расскажите, какой отклик вы получили от аудитории?

— Ребята реагировали по-разному. Здесь сразу нужно понять, кто был нашей аудиторией, т.к. она состояла из трех, на мой взгляд, неравных частей. С одной стороны, это наши собственные студенты-старшекурсники курсов, с другой — наши младшекурсники, которые выбирают не столько саму программу. сколько само направление для научных исследований, хотят узнать, к какой лаборатории они смогут присоединиться. Отмечу, что такие зимние школы-фестивали, действительно, популярны среди студентов. Это самое яркое впечатление в течение учебного года, где они могут получить больше информации об учебной и научной жизни университета. Наконец, третья категория наших участников — старшекурсники из других вузов, которые пытаются понять, почему им стоит поступать именно в нашу Высшую школу экономики.

Такая «разнокалиберность» интересов порождает и разную ответную реакцию: кто что хочет слышать, кто о чем спрашивает, кто что записал… Старшекурсники чаще задают организационные вопросы по поступлению, а студенты младших курсов более абстрактны в своих запросах.

— Какой результат-максимум вы ожидаете по итогам Зимнего фестиваля наук?

— Однозначно — нам нужны хорошие и сильные магистранты. Потому что одной из особенностей ВШЭ является как раз высокий уровень образования и планка требований. На сегодняшний день по большинству программ, кроме двух, для поступления требуется только хорошее портфолио. Но, как оказывается потом, многие из тех, кто хорошо показал себя в предыдущем вузе, не справляются с напряженной работой на наших занятиях. Либо, если это хорошие студенты, у них возникает много «соблазнов» на рынке труда. В результате нам довольно сложно сохранить тот контингент магистрантов, который мы имеем на входе.

Поэтому наша задача на Зимней школе — получить больше хороших студентов, мотивированных и заинтересованных в наших научных исследованиях.

— Перед бакалаврами сейчас стоит нелегкий выбор: продолжить научную работу или выходить на рынок труда. Можете дать совет, как выпускнику понять, что ему стоит делать?

— Дам отеческий совет: пока рынок труда воспринимает бакалавров с большим трудом, и даже выпускник хорошего вуза не сразу займет хорошую должность. Ему надо много чего пережить, перейти по многим ступенькам... Да и наши работодатели пока плохо воспринимают двухуровневую систему как дающую полноценных специалистов.

Поэтому, на мой взгляд, лучше «пересидеть» два года дополнительно в магистратуре, пока рынок труда поймет, что к чему, и прийти на рынок труда уже с более высоким статусом. К тому же, почти в каждом вузе магистратура дает возможность работать. Используйте это время, получайте новые знания и компетенции для успешного трудоустройства.


О том, как проходил Зимний фестиваль науки, рассказали непосредственные участники: будущие выпускники-магистры и те, кто только собирается пойти на вторую ступень высшего образования.

Дмитрий Сергеев, магистрант 2 курса факультета менеджмента, направление «Финансовый менеджмент»:

«Моя задача состояла в том, чтобы рассказать потенциальным магистрантам — нынешним бакалаврам и специалистам — об условиях поступления в нашу магистратуру и её реальных преимуществах. Информация не из брошюр, а из первых уст, была им гораздо интереснее.

В этом году презентации магистерских программ проходили в формате «карусели», т.е. под каждую была выделена своя аудитория, студенты могли выбрать самую интересную, послушать руководителя программы, затем самих магистрантов, желающие сами задавали вопросы…

Такой формат, на мой взгляд, эффективен и более интересен, чем последовательное представление с трибуны. Во-первых, студент сам выбирает, что он хочет услышать, ему не приходится ждать очереди; во-вторых, он может посетить сразу несколько презентаций за короткий промежуток времени, если ему что-то не понравилось; и, наконец, это максимальная открытость и интерактивность.

Если бы это были обычные презентации, то регламент не позволил бы участникам занять больше отведенного времени. А так студенты задавали много вопросов, вопросы были разные, и, возможно, в другой обстановке не все бы решились их задать: это и стипендии, и финансирование, и участие в лабораториях и т.д.

Но в будущем году хотелось бы видеть больше лекций, семинаров для участников, больше научного участия».

Чугунова Ксения, бакалавр, 4 курс факультета экономики:

— Я ходила на программу «Финансовый менеджмент», представляла там лабораторию, т.к. решила узнать о ней больше. Программа мне понравилась, к тому же в презентации принимали участие еще и выпускники, с которыми было интересно пообщаться. Они рассказывали, как устраивались на работу, что для этого надо, на какие предметы обратить внимание… Думаю, мне это будет полезно. т.к. я планирую продолжать образование в магистратуре по данному направлению.

Фирсова Юлия, бакалавр, 4 курс факультета экономики:

— Мне тоже удалось посетить программу «Финансовый менеджмент», а также «Маркетинговые исследования». Вторая понравилась больше, т.к. там ребятам даются уже готовые проекты, которые они затем осуществляют в жизнь в реальных компаниях.

Фотогалерея


НИУ «Высшая школа экономики». Филиал в Санкт-Петербурге

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011