Воронеж

Раздел Высшее образование

Статьи

26.07.2010

Прикладной бакалавриат в Петербурге

Правительство РФ постановило провести в 2010-2014 годах эксперимент по созданию прикладного бакалавриата. Его цель — формирование и распространение новых видов профессиональных образовательных программ. Новое направление внедряется в учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования. Их количество пока не превышает пятидесяти.
Среди лауреатов конкурса в Петербурге: Технический колледж управления и коммерции и Колледж Университета аэрокосмического приборостроения. Одним из победителей конкурса на право проведения эксперимента является также Санкт-Петербургский государственный колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии. Об особенностях реализации новой программы в колледже нам рассказала его директор Татьяна Михайловна Жидких.

Корр: Вы — первое учебное заведение Санкт-Петербурга, участвующее в эксперименте. Как вы думаете, чем обусловлена ваша победа?

Татьяна Жидких: В первую очередь, победа колледжа — это плод совместных усилий большого количества профессионалов, заинтересованных в улучшении качества подготовки специалистов в этой области. Наш колледж будет реализовывать программу прикладного бакалавриата по специальности «Физическая культура». Программа получила поддержку Комитета по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, и реализуется совместно с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена.

Колледж обладает немалыми возможностями для реализации программы. Наши сотрудники неоднократно участвовали в семинарах, проводимых Минобрнауки. Кроме того, они изучали опыт подготовки специалистов по программам бакалавриата в Государственном университете г. Будо (Норвегия), с которым колледж сотрудничает в течение пятнадцати лет.

Также, большое значение имеют связи с высшими учебными заведениями: Российским государственным педагогическим университетом им. А.И.Герцена, Национальным государственным университетом физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Военным институтом физической культуры. Также мы давно и активно сотрудничаем с Комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга, Специальным Олимпийским комитетом, Администрациями районов Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургским отделением ФСО «Юность России», учреждениями дополнительного образования, федерациями по видам спорта.

В связи с тем, что планируется расширение круга учебных заведений, участвующих в эксперименте, не столь важно кто именно в нем принял участие, важно, что положительный результат и накопленный опыт подготовки сможет использовать любое учебное заведение, заинтересованное в улучшении качества подготовки специалистов с учетом требований рынка труда.

Корр: Почему ваш колледж решил участвовать в программе введения прикладного бакалавриата?

Жидких: Следует отметить, что для нас это решение не случайно, так как колледж постоянно участвует в различных инновационных проектах и стремится воплотить в жизнь два правила или, скорее, девиза: «Сохраняя традиции, двигаться вперед» и «Здоровье, знания, профессионализм».

В течение 2010-2010 учебного года коллектив колледжа участвовал в подготовке и проведении финального этапа Всероссийского смотра-конкурса образовательных учреждений по физической подготовке учащихся допризывного возраста, Открытой Спартакиады молодежи «Звезды третьего тысячелетия», Фестиваля бокса, Научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития». Участвуя в проведении соревнований, организуемых Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга, и финальных соревнований II Летней Спартакиады молодежи России студенты получили ценный опыт работы волонтерами.

При реализации крупных социальных проектов в колледже используется синергетический подход (принцип самоорганизации), в том числе принцип открытости образовательной среды для инноваций и преобразований.

В колледже разработана и реализуется модель студенческого самоуправления, которая позволяет достичь положительных результатов на всех стадиях обучения.

Если же говорить непосредственно об этом эксперименте, то коллектив колледжа принял решение об участии на Педагогическом совете. Сразу же после объявления конкурса в колледже был создан творческий коллектив, занимающийся подготовкой конкурсной документации в соответствии с утвержденным планом.

Корр: Сколько студентов вы планируете взять на обучение по этой программе в новом учебном году?

Жидких: Прием на обучение по программе прикладного бакалавриата осуществляется по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее образование. В соответствии с условиями эксперимента на обучение будут приняты тридцать студентов, которые будут обучаться за счет средств федерального бюджета.

Корр: Как вы считаете, будет ли прикладной бакалавриат пользоваться популярностью у молодых людей и почему?

Жидких: Безусловно, будет, так как в основной профессиональной образовательной программе прикладного бакалавриата более 50% занимает практическая подготовка студента. Это и интересно, и полезно, поскольку прикладной бакалавриат предусматривает широкое использование активных форм проведения занятий в сочетании с насыщенной практической деятельностью.

В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных образовательных учреждений, научных государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Разработаны программы ознакомления обучающихся с основными факторами, влияющими на качество жизни населения, современными методиками проведения и мониторинга результатов физкультурно-спортивной работы и определения уровня качества жизни. Традиционно будут проводится спортивно-массовые мероприятия и соревнования, в организации и проведении которых будут участвовать студенты.

Для проведения занятий используются мультимедийные аудитории, имеющие выход в Интернет. 25% аудиторных занятий планируется проводить в интерактивных формах. Каждый студент сможет пользоваться компьютерными классами с выходом в Интернет.

Учебная и производственная практики будут проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся и которые предоставляются работодателем в соответствии с договором о сотрудничестве.

Такая форма работы с учащимися дает им большие возможности для роста и самореализации.

Корр: Получается, вы не усовершенствовали старые программы обучения, а разработали принципиально новые?

Жидких: Совершенно верно. По условиям эксперимента, образовательное учреждение должно было самостоятельно, с учетом потребностей регионального рынка труда, разработать образовательную программу прикладного бакалавриата. Она должна включать в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов дисциплин, профессиональных модулей и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся. Помимо этого, необходимо было разработать программы производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.

В соответствии с потребностями работодателя введен новый профессиональный модуль «Организация и методическое обеспечение спортивно-массовой работы по месту жительства», позволяющий осуществлять практическое обучение на конкретных рабочих местах.

Сейчас мы обязаны ежегодно обновлять образовательную программу с учетом изменения запросов работодателя, особенностей развития региона, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Корр: По каким специальностям будут обучаться студенты в рамках программы?

Жидких: По специальности «Физическая культура». Это направление было выбрано в связи с тем, что сотрудники колледжа, наряду с другими учебными заведениями, принимали участие в разработке Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по этой специальности.

Корр: Как лично вы относитесь к программе прикладного бакалавриата? Есть ли у нее будущее?

Жидких: Россия взяла курс на инновационный путь развития экономики и улучшение качества жизни населения. Результаты финансового анализа показывают, что программа прикладного бакалавриата будет не только конкурентоспособна, но и позволит оптимизировать бюджетные средства, затрачиваемые на подготовку специалистов.

Разрабатывая программы для участия в эксперименте, мы и сами убедились насколько это перспективно, сколько пользы должна принести новая программа. Она даст возможность каждому студенту овладеть необходимыми знаниями и быть востребованным. Студенты положительно относятся к нововведению. Сейчас для нас главное — работать и выполнить все намеченные задачи.



Санкт-Петербургский государственный колледж физкультуры и спорта, экономики и технологии

ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011