Волжский

Раздел Научно-методический раздел

Материалы педагогов профессионального образования

22.05.2012

Роль Интернет-СМИ в сопровождении инновационного реформирования современного образования в России

Доклад Елены Олеговны Загальской, главного редактора «ГлавСправ. Образование» на XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения)».

  1. Информатизация образования: вчера и сегодня
  2. Интернет-СМИ, классификация, задачи, условия создания. Кодекс чести
  3. Интернет СМИ об образовании: журналы, каталоги, поисковые системы, порталы.
  4. Маркетинговые исследования интернет СМИ, категории ценообразования.
  5. Средства массовой информации как партнеры в сфере образования — гарант устойчивого развития.

Интернет и образование — понятия, которые все чаще ставят рядом. Мобильность образования, распространение информации о возможностях получения образования, об учебных программах и обучающих организациях – вот неполный список возможностей использовать интернет для учебных заведений. Интернет – об образовании, интернет – для образования и Интернет – образование, категории, которые изменяют стиль и качество жизни прямо на наших глазах.

Прогресс невозможно остановить, но участвовать в инновационных преобразованиях, которые приводят в нашу обыденную жизнь техника и технология, нужно осознанно. О классификации, возможностях, маркетинговых параметрах интернет ресурсов в сфере образования – данное исследование.

Даты и факты

В 2012-м году исполняется 25 лет российской школьной информатизации. Применение информационных технологий в учебном процессе, формирование компетентности по информационно-коммуникационным технологиям учащихся является обязательным требованием ФГОС общего образования, в том числе и третьего поколения.

21 ноября 2011 Государственная дума РФ приняла в первом чтении законопроект о расширении возможностей использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий. Этот документ призван расширить государственные гарантии прав граждан на непрерывное образование независимо от места проживания.

Одобренные поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» направлены на совершенствование правового регулирования использования современных информационно-телекоммуникационных технологий в системе образования. Законопроектом вводятся такие новые понятия, как «информационная образовательная среда» и «электронное обучение», «образование, с использованием дистанционных технологий», под которым подразумевается реализация образовательных программ частично или полностью с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета.

Интернет и образование взаимодействуют по трем направлениям:

Первая — идентификационная: прозрачность процесса поступления абитуриентов, правила приема, количество бюджетных мест, цена обучения на платном отделении, любая другая бюджетная и коммерческая активность, т.е. работа любого учебного заведения, теперь отслеживается Рособрнадзором и Министерством образования РФ по собственному сайту вуза, и это одно из условий его аккредитации.

Собственный сайт — «паспорт» учебного заведения, необходимое имущество наряду с помещением и профессорско-преподавательским составом.

Вторая — информационная: оповещение населения, потребителя услуг образования, о производителе этих услуг — учебных заведениях, а также условиях получения этих услуг в сравнительном и аналитическом аспектах – СМИ об образовании. Это «билет к потребителю». В условиях рынка и борьбы за потребителя между конкурирующими учебными заведениями к этой функции добавляется еще и рекламная.

Третья — инновационная: дистанционный тип образования, точнее, образование с использованием дистанционных технологий — это получение образования с использованием Интернета для получения и проверки заданий, для общения с руководителем и общей корректировки обучения.

Дистанционное обучение, как уже внедренное новшество, можно смело отнести к инновациям. Оно является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, обеспечивающее качественный рост эффективности процесса познания и обучения, востребованное рынком. Дистанционному обучению свойственен еще один признак инновации — выведение на рынок товара и услуги образования с новыми потребительскими свойствами, которое качественно повышает эффективность образовательных методов.

Преимущество такого способа обучения является одновременно и его недостатком, ведь дистанционное самообучение требует высокой мотивации и дисциплины от обучаемого при минимальном контроле со стороны учебного заведения.

С первой и третьей позицией справляются сами вузы. А вот распространение адекватной информации широким слоям населения о самом учебном заведении, о месте и роли данного вуза среди образовательного сообщества, о его реалиях и перспективах потребителей, которые выбирают предложение именно этого учебного заведения, чаще всего обеспечивается сторонними организациями: специализированными СМИ, электронными каталогами, справочниками, электронными библиотеками, поисковыми системами, информационно-аналитическими порталами, электронными журналами и др. Обычно на локальные сайты количество заходов в разы меньше, чем на те, которые владеют комплексной информацией справочного и информационного характера — география и статистика посещений это красноречиво доказывают.

Интернет-этикет

Новое явление в сфере деятельности людей — Интернет-СМИ — вызвало появление особого типа Интернет-журналистики, для которой характерна оперативность, актуальность и открытость. Эти и другие аспекты деятельности сетевых журналистов сейчас активно разрабатываются, изучаются и уже преподаются в наших вузах на соответствующих факультетах.

Интернет — общедоступный и практически не цензурируемый ресурс, серьезное демократическое завоевание постиндустриального общества. Тем более важно, чтобы люди, работающие в этой сфере, договорились о добровольных ограничениях и правилах и свято следовали им.

Чтобы адекватно взаимодействовать с уже существующими областями профессиональной активности человека в конкретном государстве и во всем мире, сообщество Интернет-СМИ приняло Кодекс чести. Эти этические правила призваны уберечь читателей от непроверенной, неэтичной информации, не допустить инсинуаций по основополагающим вопросам, в том числе, в области образования, и, как следствие, манипулирования общественным сознанием.

    Вот эти правила:
  1. Уважай свободу слова, открытость и оперативность информации.
  2. Соблюдай законы своей страны.
  3. Уважай честь и достоинство людей. Оскорбления в интернете недопустимы.
  4. Интернет является общедоступным ресурсом. Неэтично распространять информацию, которая может повредить любой незащищенной категории граждан.
  5. Распространяй только правдивую информацию.
  6. Уважай авторские права, опасайся плагиата.
  7. Излагай информацию на грамотном родном языке.
  8. Уважай моральные ценности и культуру своей страны.
  9. Не допускай спама и сетевых атак, «чисти» форум.
  10. Признавай свои ошибки и быстро исправляй их.
  11. Не навреди читателю своему.
  12. С коллегами и конкурентами поступай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики и несут ответственность при их нарушении.

Статус Интернет-СМИ приобретается только после официальной регистрации ресурса в Роскомнадзоре. В соответствии с российским законодательством, регистрация электронного издания добровольная и необязательная, что не снимает ответственности при грубых нарушениях закона. Сайты, публикующие новости, но не имеющие регистрации Роскомнадзора, юридически к СМИ не относятся.

По жанрам Интернет-издания не отличаются от привычных: есть новостные сайты, литературные, научно-популярные, справочно-информационные и т. п. Однако, если offline-издания выпускаются периодически (раз в день, неделю, месяц), то интернет-издания, независимо от жанра, обновляются по мере появления нового материала (в идеале — ежедневно).

Существуют различные подходы к классификации Интернет-ресурсов, обусловленные различными целями, например, по типам технического и программного обеспечения, по возможностям обеспечения бизнес-процессов или удовлетворения тематических запросов и др.

Библиотеки рассматривают Интернет-ресурсы преимущественно как источники социально значимой информации: они отбирают наиболее ценные с точки зрения своих пользователей ресурсы и обеспечивают к ним удобный доступ.

    Для работы с Интернет-ресурсами библиотекам важна классификация по следующим признакам (на примере сайта «ГлавСправ. Образование»):
  1. По способу доступа (свободный, бесплатный, не требующий регистрации).
  2. По отношению владельца ресурса к авторству (до 80% авторских материалов).
  3. По способу производства ресурса (авторские программные разработки).
  4. По размещению (хостинг).
  5. По составу (комплексный: справочно-информационный ресурс).
  6. По регулярности обновления (ежедневно).
  7. По способу передачи информации (визуально-графический).
  8. По способу генерации информации (новости, аналитика, справочный каталог).
    • По источникам информации:
    • официальные: Министерство образования и науки, Рособрнадзор, Комитет по науке и высшей школе, Комитет по образованию, РЦОК;
    • производители образовательных услуг: сами учебные организации;
    • потребители образовательных услуг: абитуриенты, студенты, их родители и преподаватели);
    • обратная связь портала (вопрос-ответ, online-консультации).

Составляющие образовательного электронного СМИ: новостийная, информационно-аналитическая, тематически-рекламная (менее 40%).

    А также:
  • нормативно-правовые документы, обеспечивающие получение услуг в сфере образования,
  • сведения о деятельности системы образования, в том числе о реформах,
  • помощь педагогическим работникам в повышении профессионального уровня,
  • открытое обсуждение проблем в образовательном сообществе,
  • материалы по теории и практике управления образованием,
  • инновации и эксперименты в образовании,
  • конкурсы и олимпиады на всех уровнях образования,
  • тематические материалы: основное образование: школа, колледж, вуз; дополнительное: курсы, школы, постдипломное образование: бизнес-образование, повышение квалификации и другое,
  • информационно-справочная информация для подготовки к ЕГЭ и поступлению по всем предметам.

Маркетинговые исследования

Переход от конкуренции в ценах к неценовой конкуренции. Продавцы всё шире пользуются неценовыми методами маркетинга.

В первую очередь стоит оценить, какое СМИ заинтересовало вас как маркетолога, найти справочную установочную информацию о нем, в соответствии с регистрационным запросом.

    Справки о том или ином электронном СМИ можно получить в реестре печатных и электронных СМИ России, где занесены 66032 печатных и электронных СМИ:
  • телепрограмм: 5 254,
  • радиопрограмм: 3 769,
  • газет: 28 449,
  • журналов: 21 572,
  • сборников: 1 378,
  • справочников и других СМИ: 5 610.

Маркетинговой информация, основанная на взаимосвязях людей, оборудования и методических приёмов, предназначена для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной, своевременной и точной информации с целью совершенствования планирования и контроля маркетинговых мероприятий.

Для решения подобных задач предлагается довольно много исследовательских методик, вот только одна линейка одного консалтингового предприятия, осуществляющего маркетинг-оценку для заказчика:

«Brand value segmentation» — сегментация потребителей в зависимости от ценностей, ассоциируемых с регулярной маркой.

«Brand View» — комплексный подход к анализу потенциала бренда, основанный на понятии ценности бренда в глазах потребителей и анализе способов ее увеличения маркетинговыми методами.

«Customer View» — это методика позволяет изучить структуру лояльности потребителей, выработать общую стратегию работы с потребителями в направлении повышения их лояльности.

«Employee Engagement» — методика, которая позволяет выявить отношение сотрудников к организации, оценить их удовлетворенность и разработать программу управления кадрами с учетом их потребностей.

«Reputation View» — методика,которая предусматривает стратегическое и тактическое понимание проблемы управления репутацией.

«PDI» — подход в области тестирования продуктов ориентирован прежде всего на развитие, оптимизацию и оценку основных элементов Marketing mix (концепция, продукт, цена).

В соответствие с задачами, могут быть разработаны оригинальные или использованы готовые маркетинговые исследования. Но интернет-ресурсы – не совсем обычный виртуальный продукт, и необходимо представлять, что конкретно нужно оценивать в этом продукте, чтобы на выходе получить рекомендации об эффективности вложений средств организации или предприятия.

Ценообразование

Маркетинговые исследования, в конце концов, должны ответить потребителю на вопрос: «Уместно или нет размещение на данном ресурсе информации об учебном заведении, которое выступает в роли заказчика?» Распределение бюджетных или других средств часто происходит в форме тендеров или закупок, в которых конкурируют несколько изданий (бумажных и электронных), и часто побеждает тот, у кого самая низкая цена услуги. Для принятия решения более целесообразным было бы учитывать соотношение «цена-качество», и даже «цена-время-качество».

Если с расценками бумажных носителей все более или менее понятно: цена бумаги, цена полиграфии, красок, цена электроэнергии, размер тиража, его доставка и распространение — то в электронных изданиях не все так очевидно.

Из чего складывается цена услуги размещения на сайте?

    Кроме общих для всех ресурсов амортизационных затрат на содержание помещения, оборудования, штата редакции и технического персонала, есть категории, характерные только для электронных СМИ:
  • программное обеспечение, оболочка сайта,
  • доменное имя,
  • хостинг,
  • контент,
  • оптимизационные затраты, продвижение.

Три параметра электронных СМИ, которые определяют его маркетинговую ценность:

    Качество контента:
  • соответствие контента миссии и задачам ресурса,
  • уникальность контента (соотношение авторских материалов и заимствованных),
  • согласованность материалом с заказчиком,
  • периодичность обновления информации (Интернет обеспечивает ежедневное обновление).
    Подача информации:
  1. соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам (величина шрифта и междустрочного интервала, количество печатных знаков в одном поле зрения, количество и качество иллюстраций, графиков, схем;
  2. соответствие возрастной психологии восприятия основной и сопутствующим аудиториям потребителя;
  3. дизайнерские решения: цветовая гамма, соотношение стационарных и подвижных элементов на странице, контрастность ссылок, элементы привлечения и удержания внимания потребителей;
  4. удобство расположения ссылок, перелинковка материалов;
  5. наличие дополнительных сервисов на сайте: поисковик, онлайн консультант, обратная связь потребителя (форум, вопрос-ответ и др.)
  6. «замусоренность» или уместное размещение только тематической рекламы.

Техническое воплощение:

Контент должен быть хорошо организован, потребителю должно быть удобно и просто ориентироваться и находить нужную информацию: интуитивный поиск или сложные инструкции по пользованию.

В зависимости от мощности и необходимости ресурса, может быть достаточно хостинга или наличие дополнительного сервера.

«Движок» сайта может быть основан на существующих платформах (например, Битекс) или авторские программные разработки, в этом случае – затраты на оригинальные программные продукты.

Вот три основных кита, на которых держится хорошо работающий, эффективный сайт. Выпадение одного из трех параметров приводит к потере эффективности вложения заказчиком не на 1/3, как подсказывает формальная логика, а на 70%.

Даже уникальный контент, интересная и полезная информация не будет читаться, если разместить ее мелким зеленым шрифтом на розовом поле плотным блоком сплошного текста среди подвижных элементов сторонней рекламы.

Еще одна затратная категория — оптимизационные затраты, цель которых, в конечном счете, — привлечение посетителей. Интернет-ресурс, лояльный к интересам своего заказчика, специально занимается продвижением для того, чтобы информацию заказчика увидели как можно более не случайных, а релевантных посетителей (тех, кому нужна именно эта информация или услуга).

Основное количество посетителей заходит на сайт с поисковых систем, поисковая оптимизация, целью которой является повысить трафик, может осуществляться посредством влияния на выдачу (первые позиции при запросе), размещения контекстной рекламы и другими методами, которые являются «ноу-хау» каждого ресурса.

Эффективный ресурс создать, поддерживать и продвигать довольно дорого. Отдельным организациям, в том числе учебным, выгодно иметь свою «визитку», а пользоваться сервисами и продвижением профессиональной специализированной компании (справочник, каталог и прочее).

Бесплатным сыр бывает…

Сайт, который предлагает бесплатное размещение учебных организациям и побеждает в конкурсах и тендерах (поскольку из всей гаммы маркетинговой информации некоторыми вузами по старинке выбирается только один параметр — цена), на самом деле, является бесплатным только условно. Благотворительность в этом секторе рынка настораживает.

Можно предположить, что заказчика привлекают бесплатным расположением с тем, чтобы использовать бренд его предприятия для создания благоприятного поля для размещения другой, нетематической рекламы. Такой тип работы оценивается Интернет-сообществом как недобросовестный, наравне с размещением порно- и другой «дорогой», но неполезной для читателя информации и выходит за рамки Кодекса, приведенного выше.

СМИ и образование — партнеры

Интернет-ресурсы как средство массовой информации, характеризующееся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, являются одним из важнейших участников рыночных отношений, делает продажи услуг, в том числе и образовательных, осознанным процессом, эффективным и более адресным, предложение приходит прямо в дом к вашему потребителю, воздействую не только на интеллектуальный уровень, но и на подсознание тоже.

Мало кто не считает сегодня, что ценность образования для каждого человека очень высока, это вложение определяет стиль и качество жизни каждого гражданина и в этом неоценимое влияние Интернет- и телевизионных СМИ. Не использовать такой современный и эффективный канал донесения информации до потребителя, интеллектуально воздействуя на его выбор и принятие решения по приобретению услуги, по крайней мере, недальновидно, цена кажущейся экономии на размещении на условно-бесплатных ресурсах или неразмещения информации вообще нигде станет очевидна для организации очень скоро, особенно в современных условиях конкуренции.

Средства массовой информации в настоящий период времени выступают как партнеры в сфере образования, с одной стороны, разъясняя непростые и подчас запутанные особенности реформирования российской системы образования, с другой стороны, соединяя производителя услуг образования (учебные заведения) и потребителей этой услуги – абитуриентов со всех уголков России и из-за рубежа, осуществляя образовательную мобильность населения, помогая реализовать гражданское право на образование, используя возможности, которые дает ЕГЭ. В этом смысле электронные СМИ выполняют государственный заказ позиционирования необходимости образования «через всю жизнь», акцентируя внимание населения на подготовке кадров, необходимых для экономики государства. Такие СМИ являются гарантом устойчивого развития общества вообще, самой подвижной частью которого является молодежь. Решим все вместе задачи образования — сможем решить и другие стратегические, в том числе и экономические государственные задачи.


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011