Вологда

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

15.08.2018

Отрасль высоких технологий

Оптика — одно из самых перспективных направлений на рынке труда. Оптическая отрасль — одна из наиболее высокотехнологичных. Мировой рынок оптических и оптико-электронных технологий ежегодно увеличивается на 15%. Поэтому растет ценность специалистов, занятых в этой сфере.


Оптика — одно из самых перспективных направлений на рынке труда. Оптическая отрасль — одна из наиболее высокотехнологичных. Мировой рынок оптических и оптико-электронных технологий ежегодно увеличивается на 15%. Поэтому растет ценность специалистов, занятых в этой сфере.

Санкт-Петербург не является исключением. В городе сосредоточено множество предприятий, заинтересованных в квалифицированных оптиках.

Уникальное направление

Современные оптические приборы представляют собой совершенные технические изделия, несущие новые технологии. Они всем хорошо знакомы, поскольку мы постоянно с ними сталкиваемся в быту и на рабочем месте: это фото-, кино-, видеоаппаратура, оптическая память компьютеров, лазерные диски, охранные наблюдательные системы и многое другое. В медицине качественная оптика задействована для диагностики, эндоскопических исследований и проведения хирургических операций. В производстве благодаря оптике обеспечивается контроль изделий сложной формы, спектральный анализ металлов, сплавов и различных сред и пр.

Особо востребованы оптические приборы в экологическом мониторинге, наземной и космической навигации, недоступных для человека местах в качестве оптических датчиков. В вооруженных силах не обойтись без приборов ночного видения, систем наведения, биноклей и прицелов.

Развитие этого высокотехнологичного направления требует высокопрофессиональных специалистов, умеющих работать с современными оптическими и оптико-электронными приборами и системами. В нашем городе таких специалистов готовит Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции».

«Когда-то специальность «оптические и оптико-электронные приборы и системы» была введена для подготовки специалистов Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО), и в основном выпускники нашего колледжа трудились в его стенах, — рассказывает заместитель директора колледжа по учебно-воспитательной работе Наталья Борисовна Минюк. — ЛОМО было головным предприятием отечественной оптики, наряду с Государственным оптическим институтом (ГОИ), который являлся головным научно-исследовательским учреждением отрасли. И поскольку в колледже велась подготовка специалистов именно для флагманов отечественной оптики, мы продолжаем поддерживать материально-техническую базу на традиционно высоком уровне. При комплектации фондов мастерских и лабораторий мы стараемся приобретать такое же оборудование, как и на предприятиях».

Знать и уметь

Будущие специалисты изучают принципы работы и правила эксплуатации различных оптических приборов, особенности конструирования изделий, методы проведения измерительных и других работ. Их учат оформлять конструкторско-технологическую документацию, проектировать типовые детали оптических устройств, рассчитывать показатели качества, решать задачи оптотехники с помощью контрольно-измерительных приборов. Не менее важно хорошо знать источники и приемники оптического излучения, прикладную оптику.

Выпускник по данной специальности должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве техника по производству оптических и оптико-электронных приборов и устройств, функциональных блоков и систем, по разработке технологических процессов изготовления оптических деталей и функциональных узлов, по сборке и юстировке оптических систем. Кроме того, он должен уметь разрабатывать и оформлять техническую документацию для изготовления оптических изделий, рассчитывать оптические, кинематические, электрические схемы по типовым методикам, использовать при расчетах и конструировании оптических и оптико-электронных приборов средства вычислительной техники.

Учащиеся овладевают пакетами прикладных компьютерных программ, в том числе профессиональными. Например, по расчету оптических систем и по моделированию в формате 3D. Они учатся осуществлять технический контроль соответствия качества изделий установленным нормативам, рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка или цеха, оценивать эффективность производственной деятельности, анализировать и оценивать состояние техники безопасности на производственном участке оптического производства. Словом, спектр знаний и умений выпускников, прошедших обучение по специальности «оптические и оптико-электронные приборы и системы», весьма широк.

Практичный подход

В процессе обучения будущий специалист должен закрепить и углубить теоретические знания и приобрести навыки по всем видам профессиональной деятельности. На первом этапе обучения учебная практика проходит в мастерских и лабораториях колледжа. Практика организована таким образом, чтобы помочь учащимся за короткий срок разгадать главные секреты новой для них рабочей профессии: и приемами слесарных работ, и приемами работ на специальном оборудовании для обработки оптических деталей овладевают они в ходе этих занятий.

На втором этапе учащиеся проходят производственную практику на предприятиях. Это отличная возможность для старшекурсников оценить реальные условия работы, закрепить практические навыки, а также пообщаться с теми, кто уже работает по специальности, перенять их опыт и выслушать советы.

С учебы — на работу

Сейчас потребности предприятий оптической отрасли в молодых специалистах очень возросли. Это предприятия и организации, которые занимаются оптоволоконной техникой, медицинским оборудованием, выполняющие заказы оборонной отрасли, а также предприятия, которые в своей деятельности используют оптические и оптико-электронные приборы и системы: ОАО «ЛОМО», ОАО «Фибра», ЗАО «Диаконт», ОАО «Арсенал», ОАО «ГОИ им. С. И. Вавилова», ЗАО «Интек» и многие другие.

Учащиеся проходят практику на предприятиях города и нередко продолжают на них работать и после окончания колледжа. С каждым годом потребность в профессионалах в области оптических и оптико-электронных приборов и систем растет, поскольку эта отрасль экономики сейчас активно развивается.

Зарплата оптика-механика, по данным портала «Учеба.Ру», около 22 тысяч рублей. После получения среднего специального образования можно продолжить обучение по специальности в одном из вузов города по сокращенным и ускоренным программам.

Авторитетные мнения

О. И. Бочкарев, член Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ:
«В последние годы первостепенное значение приобрела задача преобразования отечественной экономики из экспортно-сырьевой в экономику, основанную на высокотехнологичных, наукоемких производствах. Без высоких оптических технологий невозможен прогресс в создании сложных оптико-прикладных электронных устройств, используемых в промышленности, в фундаментальных и прикладных исследованиях, для нужд оборонного комплекса. Работы в этом направлении требуют самого пристального внимания. В этой связи оптической отрасли, являющейся одной из наукоемких и высокотехнологичных отраслей, отводится заметная роль в модернизации, укреплении экономики и безопасности страны».

С. В. Чемезов, генеральный директор Государственной корпорации «Ростехнологии»:
«Оптическое и оптико-электронное приборостроение аккумулирует самые передовые достижения естественных наук, стимулирует развитие фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, делает возможным создание сложных информационных и интеллектуальных систем и комплексов. Сегодня перед отраслью стоит задача обеспечить быстрое развитие всех направлений оптики, создание эффективной в эксплуатации оптико-электронной техники, лазеров и лазерных приборов, что в конечном итоге определит технический прогресс во многих отраслях науки, промышленности, медицины, экологии, безопасности и других сферах деятельности».

С. В. Максин, генеральный директор ОАО «НПК «Оптические системы и технологии»:
«В последние годы темпы развития мирового рынка оптических и оптико-электронных технологий превышали 15 %, и сегодня оптико-электронная техника занимает одно из ведущих мест в ряду высоких технологий. А именно они в конечном итоге определяют уровень и эффективность всей промышленности и экономический потенциал страны».

Источник: Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции.


Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции

ГлавCправ. 2018

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011