Вологда

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

28.02.2011

Учебный план ФГОС 2011

Проект федеральных государственных стандартов для старшеклассников — главная новость зимы 2011 года. И это естественно: кого же не волнует, чему будут учить наших школьников через несколько лет? ГлавСправ публикует краткое описание учебного курса таким, как его представили разработчики ФГОС.

Согласно проекту ФГОС 2011 года, обязательные предметы образовательной программы в старших классах составляет 40%, а предметы по выбору — 60%.

«Обязательная программа»

Обязательных для изучения учебных предметов четыре: Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, выполнение обучающимися индивидуального проекта) и выбранные обучающимися учебные курсы.

Россия в мире

    При изучении данного курса школьники должны сформировать:
  1. целостный образ России в разные периоды истории на основе синтеза обществознания, истории, географии, культурологи и пр.
  2. знания о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития как определяющего компонента формирования российской идентичности;
  3. взгляд на мир глазами гражданина России с точки зрения ее национальных интересов;
  4. представления о единстве и многообразии многонационального российского народа;
  5. умение использовать широкий спектр социально-экономической информации для анализа и оценки конкретных ситуаций прошлого и настоящего;
  6. способность противостоять фальсификациям истории в ущерб национальным интересам России;
  7. умение реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников;
  8. владеть умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

Физическая культура

    При изучении данного курса школьники должны владеть:
  1. умением использовать разнообразные виды физкультурно-оздоровительной деятельности и массового спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и досуга;
  2. основами технологий современных оздоровительных систем физического воспитания, использование их в целях укрепления и длительного сохранения здоровья, предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью, и раннего старения;
  3. основными способами самонаблюдения за показателями своего здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физической подготовленности;
  4. физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
  5. техническими приемами и двигательными действиями из школьных базовых видов спорта; активное применение их в игровой и соревновательной деятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности

    При изучении данного курса школьники должны обладать:
  1. представлениями о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе об экологической культуре как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
  2. гражданской позицией, направленной на повышение мотивации к военной службе и защите Отечества;
  3. знаниями основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
  4. личной гражданской позицией отрицания экстремизма, терроризма, а также асоциального поведения и других действий противоправного характера;
  5. принципами здорового образа жизни в духовной и здоровьесберегающей сферах;
  6. знаниями о распространенных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  7. отрицанием наркомании, алкоголизма, токсикомании и исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
  8. знанием основных мер защиты и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе в области гражданской обороны;
  9. умением предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также используя различные информационные источники;
  10. умением применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  11. знанием основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;
  12. знанием основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
  13. основами медицинских знаний (девушки) и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.

Индивидуальный проект

Индивидуальные проекты должны быть направлены как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального тановления и саморазвития обучающихся.

    Индивидуальный проект должен отражать:
  1. умение планировать и осуществлять проектную и исследовательскую деятельность;
  2. способность презентовать достигнутые результаты, включая умение определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования;
  3. способность использовать доступные ресурсы для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
  4. способность создавать продукты своей деятельности, востребованные обществом, обладающие выраженными потребительскими свойствами;
  5. сформированность умений использовать все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

«Произвольная программа»

Кроме обязательных учебных курсов в образовательный стандарт входят и дополнительные общеобразовательные предметы.

Содержание этой части учебных предметов должно способствовать развитию личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальных способностей, включая способность к самостоятельной познавательной деятельности, приобретению нового опыта познавательной деятельности и профессиональной ориентации школьников.

Предметы «по выбору»:

  • русский язык и литература, родной язык и литература: русская словесность, русский язык, литература, родной язык, родная литература;
  • иностранный язык: иностранный язык, второй иностранный язык;
  • общественные науки: обществознание, история, география, экономика, право;
  • математика и информатика: математика и информатика, алгебра и начала математического анализа, геометрия, информатика;
  • естественные науки: естествознание, физика, химия, биология, экология;
  • курсы по выбору: искусство, или предмет по выбору образовательного учреждения, или один курс из предметных областей.

Ученик должен выбрать 1-2 предмета из каждой предметной области (но не более 7). При этом 3-4 учебных предмета из всех предметных областей изучаются на профильном уровне столько же — на базовом или интегрированном (общеобразовательном) уровне.

Содержание предметной области «Курсы по выбору» должно определяться образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и потребностей обучающихся.

Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся.

Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.

Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение обучающимися систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 учебных года. Количество учебных занятий за 2 учебных года не может составлять менее 2100 часов и более 2520 часов.

Полный текст Федерального государственного образовательного стандарта 2011 года опубликован на сайте ГлавСправ.


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011