Вологда

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

11.05.2012

Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

Президент Владимир Путин подписал Указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Меры, перечисленные в указе, затрагивают все ступени образования: от детских садов до научных учреждений. В частности, документ обращает внимание на математическое образование во всех учебных заведениях, а также устанавливает стипендии на уровне прожиточного минимума для успевающих студентов.

В целом, указ ставит целью задать курс на повышение широкого ряда показателей в области науки и образования: поддержка одаренных детей, доступность дошкольного образования, конкурентоспособность вузов, финансирование государственных научных фондов и затрат на исследования и разработки.

Особое место в указе занимает вопрос об эффективности ЕГЭ и рассмотрение проекта долгожданного закона «Об образовании в РФ» в Госдуме летом 2012 года.

В долгосрочной перспективе В. Путин поручил кабинету министров проработать вопросы о многофункциональных центрах прикладных квалификаций на базе среднего общего образования и проведении общественно-профессиональной аккредитации вузов, в первую очередь, в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.


Полный текст Указа «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учётом требований инновационной экономики постановляю:

    • Правительству Российской Федерации:
      • а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:
      • внесение в июле 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
      • разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования;
      • проведение до конца декабря 2012 г. мониторинга деятельности государственных образовательных учреждений в целях оценки эффективности их работы, реорганизации неэффективных государственных образовательных учреждений, предусмотрев при реорганизации таких учреждений обеспечение права обучающихся на завершение обучения в других государственных образовательных учреждениях;
      • разработку и реализацию до конца декабря 2012 г. мер, направленных на повышение эффективности единого государственного экзамена;
      • повышение до конца июня 2012 г. размера стипендий до величины прожиточного минимума нуждающимся студентам первого и второго курсов, обучающимся по очной форме обучения за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости «хорошо» и «отлично»;
      • разработку к июню 2012 г. комплекса мер, направленных на выявление и поддержку одарённых детей и молодёжи;
      • утверждение в июле 2012 г. федеральных государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования;
      • осуществление к июню 2013 г. перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профессионального образования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям (специальностям), предусмотрев при этом, что расчёт нормативов осуществляется с учётом особенностей реализации образовательных программ;
      • разработку и утверждение до конца октября 2012 г. плана мероприятий по развитию ведущих университетов, предусматривающих повышение их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров;
      • б) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области науки:
      • увеличение объёмов финансирования государственных научных фондов, а также исследований и разработок, осуществляемых на конкурсной основе ведущими университетами;
      • утверждение в декабре 2012 г. программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период;
      • в) обеспечить достижение следующих показателей в области образования:
      • достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет;
      • вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов;
      • увеличение к 2015 году доли занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, в общей численности занятого в области экономики населения этой возрастной группы до 37 процентов;
      • увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70–75 процентов, предусмотрев, что 50 процентов из них должны обучаться за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;
      • увеличение к 2020 году доли образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, с 3 до 25 процентов;
      • г) обеспечить достижение следующих показателей в области науки:
      • увеличение к 2018 году общего объёма финансирования государственных научных фондов до 25 млрд. рублей;
      • увеличение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента внутреннего валового продукта с увеличением доли образовательных учреждений высшего профессионального образования в таких затратах до 11,4 процента;
      • увеличение к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (WEB of Science), до 2,44 процента.
    • Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
    • а) принять к сентябрю 2012 г. меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от трёх до семи лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в том числе в частных дошкольных образовательных учреждениях;
    • б) подготовить до конца ноября 2012 г. предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета;
    • в) обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей.
  1. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общероссийскими объединениями работодателей проработать до конца мая 2013 г. вопрос о формировании многофункциональных центров прикладных квалификаций, осуществляющих обучение на базе среднего (полного) общего образования, в том числе путём преобразования существующих учреждений начального и среднего профессионального образования в такие центры.
  2. Правительству Российской Федерации совместно с общероссийскими объединениями работодателей и ведущими университетами с привлечением учёных Российской академии наук и международных экспертов представить в декабре 2014 г. предложения по проведению общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования, в первую очередь по направлениям подготовки (специальностям) в области экономики, юриспруденции, управления и социологии.
  3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011