Вологда

Раздел

Статьи

08.02.2012

Изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ 2012 года

Для контрольно-измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ в штатном режиме характерна определенная стабильность (в целом год от года сохраняется их структура и содержание по абсолютному большинству предметов).

Необходимые корректировки структуры и содержания работы (изменение количества заданий, усиление практико-ориентированной составляющей, увеличение доли заданий, выполнение которых требует опоры на логическое мышление, умение делать выводы и т.п.) вносятся постепенно после широкого общественного обсуждения и апробационных исследований.

При этом КИМ ежегодно совершенствуются по каждому образовательному предмету: уточняются формулировки заданий и подходы к отбору экзаменационного материала, совершенствуется система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.

КИМ в 2012 году усовершенствованы в сравнении с прошлым годом по всем предметам, наиболее существенно: по информатике и ИКТ, истории и литературе.

    Основные изменения:
  1. Сокращено число заданий с выбором ответа в КИМ по истории, обществознанию, химии, географии, обществознанию, информатике и ИКТ;
  2. Расширен спектр проверяемых умений по физике , химии, истории, обществознанию, географии;
  3. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом по истории, литературе, обществознанию, физике, химии, русскому языку и иностранным языкам;
  4. Уточнены формулировки и требования заданий в КИМ по всем предметам.

Для КИМ 2012 года характерно уменьшение числа заданий репродуктивного характера при увеличении заданий на выявление степени понимания выпускником основных элементов содержания учебных программ, оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, анализ и обобщение информации, высказывание и аргументацию оценочных суждений.

Ниже перечислены изменения, касающиеся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ЕГЭ 2012 г. по каждому общеобразовательному предмету.

    Русский язык
  1. Изменен формат задания А2;
  2. Задание А26 перенесено на позицию А6: в блок заданий, проверяющих грамматические нормы;
  3. Уточнена формулировка задания С1;
  4. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом (критерий К2, подсчет слов в сочинении).
    Математика
  1. В часть 1 добавлены два задания: одно задание по геометрии (стереометрия) и одно практическое задание на использование вероятностных моделей. Таким образом, все разделы курса математики будут представлены в КИМ ЕГЭ в соответствии с объемом их изучения в курсе средней школы, значимостью в практической деятельности и для продолжения образования;
  2. Несколько расширена без изменений сложности тематика задания С3 – в этом задании может также присутствовать система неравенств.
    Биология
  1. На позиции А36 выводится новый формат заданий повышенного уровня сложности, контролирующий знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать, и определять правильные суждения;
  2. Знания об эволюции органического мира и экологических закономерностях на повышенном уровне контролируются одной линией задания А35;
  3. В части 2 увеличено число заданий на сопоставление биологических объектов, явлений, процессов и уменьшено число заданий на определение последовательности биологических объектов, явлений, процессов;
  4. В формулировке заданий С5 и С6 внесено дополнение: при решении задач по цитологии и генетике предлагается объяснить полученные результаты, указать, какой закон проявляется в конкретном случае.
    Химия
  1. Сокращено число заданий с выбором ответа с 30 до 28 (основанием для уменьшения числа заданий явилось то обстоятельство, что выполнение некоторых из них предполагает использование сходных алгоритмов действий по применению соответствующего теоретического и фактологического материала);
  2. Задание С2, проверяющее знание генетической взаимосвязи неорганических веществ различных классов, предложено в двух форматах. В одном варианте КИМ оно будет предложено в прежнем формате, а в другом, новом, условие задания представляет собой описание конкретного химического эксперимента, ход которого экзаменуемый должен будет отразить посредством уравнений соответствующих реакций;
  3. Усовершенствовано задание С5 на определение молекулярной формулы вещества. Решение задачи будет включать три последовательные операции: составление схемы химической реакции, определение стехиометрических соотношений реагирующих веществ и вычисления на их основе, приводящие к установлению молекулярной формулы вещества. В результате максимальный балл за выполнение этого задания повышен с 2 до 3 баллов.
    Физика
  1. Изменяется структура варианта КИМ при сохранении общего числа и типологии заданий: в часть 3 работы выносятся все задачи по физике. Таким образом, часть 3 включает четыре расчетные задачи повышенного уровня сложности с выбором ответа (А22-А-25) и шесть заданий с развернутым ответом – качественную задачу повышенного уровня сложности (С1) и пять расчетных задач высокого уровня (С1-С6). В такой структуре наглядно представлена «вузовская часть» ЕГЭ по физике;
  2. Расширен спектр проверяемых методологических умений, а также увеличена доля заданий с использованием фотографий и рисунков экспериментальных установок, что позволит противостоять «вымыванию» эксперимента из преподавания физики;
  3. Усовершенствованы критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Так, для качественных задач скорректированы требования к выставлению двух баллов, а в систему оценивания расчетных задач введены новые требования к полному и правильному ответу.
    География
  1. Количество заданий в части 1 сокращено с 25 до 24. Соответственно, общее количество заданий сократилось с 45 до 44, а максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы – с 55 до 54;
  2. В КИМ 2012 г. включено новое задание (В1) базового уровня сложности, проверяющее умение читать географические карты различного содержания;
  3. Исключено задание, проверяющее умение использовать знания о часовых поясах в практической деятельности и повседневной жизни для определения поясного времени в связи с принятием в июне 2011 г. Федерального закона об исчислении времени (поскольку порядок исчисления времени на территории РФ будет изменен, включать в работу задачи на исчисление времени невозможно, так как данный материал не изучался выпускниками 2012 г.).
    История*
  1. Оптимизирована структура КИМ и сокращено число заданий репродуктивного характера (сокращено с 27 до 21 число заданий с выбором ответа, с 15 до 12 – число заданий с кратким ответом, с 7 до 6 – число заданий с развернутым ответом);
  2. Увеличено число заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний. Включена новая модель задания С6 (историческое сочинение, предполагающее анализ деятельности исторической личности, задание альтернативное: выпускник имеет имеет возможность выбрать одного из трех деятелей различных эпох и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале;
  3. Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации выпускников, планирующих продолжение образования в вузах гуманитарного профиля с различным уровнем требований к исторической подготовки выпускников.
    Обществознание
  1. Сокращается число заданий с выбором ответа (с 22 до 20);
  2. Скорректировано задание В2: предлагается выбор двух (ранее одной) позиций, выпадающих их пределов представленного ряда;
  3. На позиции В8 вводится новое задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне;
  4. Уточнены критерии оценивания выполнения задания С8. Полное правильное выполнение этого задания в 2012 году оценивается 3 баллами.
    Литература*
  1. По итогам апробации в блок заданий базового уровня сложности введены новые задания на установление соответствия и на множественный выбор из перечня с целью усиления дифференцирующей способности частей 1 и 2 работы (общее число базовых заданий осталось неизменным: И1-И12);
  2. Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа;
  3. При оценивании заданий С1-С4 в ЕГЭ по литературе 2012 г. учитывается речевое оформление ответа;
  4. Уточнены названия критериев, существенно переработаны формулировки большей части критериев заданий С1-С5;
  5. Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4 вместо трех введено четыре позиции оценивания). Изменения привели к увеличению максимального балла оценивания с 3 до 5;
  6. В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 45.
    Иностранные языки
  1. План к заданию С2 (развернутое письменное высказывание с элементами рассуждения, раздел «Письмо»);
  2. Формулировки критериев оценивания заданий С1-С2, оптимизирован формат дополнительной схемы оценивания этих заданий;
  3. Требования по продуктивному характеру письменной речи экзаменуемого в задании высокого уровня сложности С2 (при оценивании задания С2 особое внимание уделяется способности экзаменуемого продуцировать развернутое письменное высказывание; если более 30% ответа текстуально совпадает с опубликованным источником или с другими экзаменационными работами, то выставляется 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» и, соответственно все задание оценивается на 0 баллов;
  4. Форма записи ответа в задании В1 (раздел «Аудирование»)6 в этом задании на установление соответствия предусмотрен переход к цифровой форме записи ответов , как в заданиях В2 и В3, что позволяет сократить число ошибок выпускников при заполнении бланков и обеспечивает более качественное распознавание ответов экзаменуемых при машинной обработке результатов4
  5. Время работы увеличено до 180 минут.
    Информатика и ИКТ*
  1. Изменено соотношение частей 1 и 2 работы (количество заданий в первой части сокращено с 18 до 13, во второй части – увеличено с 10 до 15;
  2. Изменено распределение заданий по разделам курса информатики: увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», уменьшено количество заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики»
  3. Вместо задания на обработку графической информации в КИМ ЕГЭ 2012 г. вошло задание на обработку звука.

*изменения в структуре и содержании КИМ существенные.


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011