17.01.2012
Минобрнауки опубликовало очередной вариант закона «Об образовании». Новый проект, в частности, запрещает учителям заниматься репетиторством с учениками своей школы, а также содержит другие «революционные» изменения.
Напомним, работа над проектом закона началась еще в 2009 году. Было подготовлено несколько версий, прошло общественное обсуждение законопроекта, но единого мнения по этому документу, затрагивающему интересы миллионов россиян, пока не найдено. В новом варианте закона, который опубликован сейчас на сайте Минобрнауки, учтены не только предложения в разные версии проекта, но и последние изменения законодательства. Они касаются, например, правил приема в вузы и новых принципов финансирования негосударственных детских садов, школ и вузов.
Несмотря на то, что варианты проекта довольно существенно менялись, во всех, в том числе, последнем, нет понятия начального профобразования. Этот уровень сейчас предлагается включить в среднее профобразование, которое будет предлагать два вида программ: подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. В проекте закона учтена специфика творческих училищ. Они работают по интегрированным программам на базе начального или основного общего образования и дают одновременно и школьные знания и профессию.
К высшему образованию в новом проекте отнесены не только бакалавриат, специалитет, магистратура, но и подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка. А вот все вопросы, касающиеся докторантуры, будут прописаны в законе «О науке и государственной научно-технической политике».
Дошкольное образование по новому проекту становится самостоятельным уровнем образования и регулируется федеральными государственными образовательными стандартами. При этом в проекте закона отделены дошкольное образование и уход за детьми. А школам, которые предлагают образовательные программы для детсадовцев, запрещается включать в свои расходы средства на присмотр и уход за детьми.
Негосударственным образовательным организациям гарантирован доступ к бюджетным средствам.
В новом варианте проекта закона много внимания уделено социальной поддержке обучающихся. В частности, предусматривается поэтапное повышение стипендий, которые должны быть «привязаны» к минимальному размеру оплаты труда. Размер стипендии в вузе не может быть меньше половины МРОТ, а аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам гарантируется стипендия в размере МРОТ.
Всем, кто получает среднее профессиональное образование, обещана стипендия в размере трети МРОТ, независимо от учебных успехов. Учащимся с хорошими оценками будет полагаться выплата в размере двух третей МРОТ. Вырастет и социальная стипендия. Проект ограничивает ее минимум — не меньше полуторакратного размера обычной стипендии. Таким образом, студент вуза, который имеет право на обе стипендии, будет получать не менее 6 тысяч рублей, а аспирант — не менее 12 тысяч.
Зарплата педагога будет зависеть от его квалификации, результативности, а также почетных званий, государственных и ведомственных наград. Зарплата не может быть ниже средней по экономике региона. Молодые специалисты могут рассчитывать на особое внимание и денежное вознаграждение. При этом законопроект запрещает учителю быть платным репетитором ученика, который учится в его школе.
Основные отличия нового законопроекта «Об образовании»
Текущее состояние | Новое решение |
В вузы можно поступить без вступительных экзаменов, вне конкурса, иметь преимущественное право при приеме | Добавить прием на подготовительные отделения вузов за счет бюджета для повышения уровня школьной подготовки |
Существует начальное профессиональное образование | Сделать его уровнем среднего проф. Образования |
Среднее профессиональное образование предоставляется на конкурсной основе | Закрепить общедоступность среднего проф. образования |
Стипендии в техникумах выплачиваются по успехам в обучении | Выплачивать стипендии всем учащимся по программам СПО |
Существуют виды УЗ: школа, гимназия, лицей, школа-интернат, университет, академия, институт | Заменить понятием «образовательная организация» |
Дети самостоятельно приезжают на уроки в школы | Обязать учредителей школ выделять деньги на транспорт для учеников |
Большинство студентов не покидают стены своего вуза | Сетевое взаимодействие вузов, в т.ч. с иностранными партнерами, организациями науки, культуры. Студенту засчитываются результаты, полученные в других учебных заведениях |
Есть возможность индивидуальной трудовой педагогической деятельности | Услуги дошкольного образования и ухода за детьми имеют право предоставлять только индивидуальные предприниматели |
Профессиональное образование можно получить в лицее, колледже, техникуме, учебном центре | Профессию можно получить не только в образовательных организациях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, в старшей школе |
Источник: Российская газета