Владимир

Раздел Законодательство в образовании

Новости

28.12.2011

Законопроект «Об образовании» будет внесен на рассмотрение Госдумы

Законопроект «Об образовании» решено передать на обсуждение в Госдуму, об этом стало известно во вторник на итоговой коллегии Минобрнауки. По предварительным прогнозам министра образования и науки Андрея Фурсенко, закон вступит в силу уже через год — в январе 2013-го.

Во вторник на итоговой коллегии министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что проект закона «Об образовании» нужно передавать для дальнейшей работы в Госдуму. «Невозможно всю жизнь обсуждать документ, на каком-то этапе мы должны остановиться, принять на себя ответственность и передать его законодательным органам. Вряд ли кто-то скажет, что по этому закону не было возможности высказать точку зрения. Многие пожелания были учтены», — сказал министр собравшимся.

Законопроект «Об образовании» стал вторым в российской практике документом, который был вынесен на общественное обсуждение — первым был закон «О полиции», который прошел всего одно общественное обсуждение, а затем был внесен в Госдуму и благополучно одобрен парламентом. С законопроектом «Об образовании» вышла совсем другая история. Первая редакция документа была опубликована на сайте Минобрнауки еще полтора года назад, после чего его активно обсуждали и критиковали в экспертных сообществах и Общественной палате.

По мнению экспертов, документ получился слишком объемным и сложным для восприятия, в нем было много несогласованных моментов и даже грамматических ошибок. Кроме того, в законопроекте отсутствовало такое понятие, как «семейное образование», документ не давал однозначного ответа на вопрос является ли дошкольное образование обязательным или добровольным, в нем не были отражены социальные стипендии для студентов, а также права детей и родителей.

В настоящее время российское образование живет по двум основным законам: «Об образовании» (1992 года), и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 года). Кроме них сфера образования регулируется различными подзаконными актами и приказами.

На фоне возникшей полемики президент поручил провести общественные слушания по законопроекту. 1 декабря 2010 года на первое обсуждение, которое длилось два месяца (до 1 февраля 2011-го) была представлена вторая, доработанная и укороченная редакция документа. Специально для работы с замечаниями и предложениями граждан была создана комиссия под председательством советника президента Вениамина Яковлева. В нее вошли 11 человек, включая чиновников Минобрнауки, ректоров ведущих вузов, представителей Общественной палаты и общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России».

В конце июня 2011 года на очередное общественное обсуждение была вынесена третья по счету редакция законопроекта. Документ стал еще компактнее, в нем появилось предисловие с расшифровкой основных понятий.

В Госдуму уйдет еще более усовершенствованная редакция документа: замминистра образования и науки, статс-секретарь Игорь Реморенко пояснил, что ведомство передаст депутатам версию законопроекта 3.0.3.

Директор департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки Марина Лукашевич сообщила, что ведомство уже подготовило законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании». Всего предполагается внести изменения в 100 действующих федеральных законов. В настоящее время идут финальные согласования окончательного текста документа с регионами. «45 субъектов уже согласовали законопроект, 34 субъекта в целом поддержали, но прислали предложения по доработке», — доложила Лукашевич.

Глава комиссии Венимамин Яковлев, подводя итоги работы над документом, высказался туманно: «Конституция гарантирует приобретение основного образования бесплатно. С одной стороны, нужно принять закон, который бы не противоречил Конституции, а другой стороны, не был бы оторван от реалий общества и экономики», — резюмировал он.

Ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов попросил профильный департамент Минобрнауки обратить внимание на ряд аспектов, прежде чем отдавать законопроект в Думу. «Надо четко указать целевой характер стипендий, и социальные стипендии должны быть приближены к прожиточному минимуму, чтобы удержать человека в вузе и чтобы он мог при этом полноценно учиться», — отметил он. Также Кузьминов попросил добавить в документ механизм поощрения вузов по итогам качества приема. «К сожалению, у нас из критериев нормативного финансирования ушел учет качества приема: сколько зачислено на первый курс олимпиадников, сколько с высокими баллами ЕГЭ. Если мы не будем поощрять такие вузы, мы уничтожим механизм селекции», — пояснил он.

Андрей Фурсенко рассказал участникам коллегии о предполагаемом графике дальнейшей работы над проектом закона. «Мы планировали, что закон поступит в парламент в весеннюю сессию, в этом случае следует ожидать, что он вступит в силу уже в январе 2013. Если его будут рассматривать в осеннюю сессию, то сроки вступления в силу, соответственно, сдвинутся», — сказал министр.


Источник: Газета.ru

Полезная новость?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011