Владимир

Раздел Законодательство в образовании

Новости

26.04.2011

Эксперты предлагают включить в законопроект «Об образовании в РФ» главу об инклюзивном образовании

Соответствующая глава разработана Рабочей подгруппой по внесению изменений в законопроект в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, возглавляемой депутатами Госдумы РФ Михаилом Терентьевым и Олегом Смолиным.

Об этом сообщила директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец, член подгруппы, в ходе заседания «Правовой статус инклюзивного образования в РФ», организованного Социально-консервативным клубом «Гражданская платформа».

По ее данным, в России насчитывается 545 тыс. детей-инвалидов, около 140 тыс. из которых учатся в общеобразовательных школах, 40 тыс. — на дому, 70 тыс. — в системе специального (коррекционного) образования. Таким образом, чуть менее 300 тыс. детей-инвалидов не получают никакого образования. Как отметила Т. Волосовец, часть детей по-прежнему фактически исключена из системы образования, поскольку им отказывают в приеме в специальные (коррекционные) школы из-за невозможности освоения школьной программы. Около 29 тыс. детей-инвалидов с нарушением умственного развития (1/3 этой категории детей) фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты, где в большинстве случаев не получают образования. Особую тревогу, по словам Волосовец, вызывает положение детей, которые считаются «необучаемыми» и лишены даже воспитания из-за отсутствия соответствующих ставок воспитателей.

Кроме того, дети-инвалиды, проживающие в семьях, не могут получить образование в специальных учреждениях по месту жительства в связи с тем, что количество специальных (коррекционных) образовательных учреждений составляет чуть менее 4% от количества общеобразовательных учреждений, а обучение и воспитание происходит в условиях интернатного проживания, что не устраивает родителей. В общеобразовательной школе ребенок-инвалид учиться не может из-за отсутствия условий для обучения и воспитания.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 — 2009 годах модель инклюзивного образования внедрялась в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в Москве, Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях. В столице в 2010 году был принят закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», который несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона, «дал толчок» развитию инклюзивного образования.

Т. Волосовец также рассказала, что действующее федеральное законодательство предусматривает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным образовательным программам в условиях специальных коррекционных (образовательных) учреждений. Однако ни в действующем законе, ни в законопроекте, вынесенном на широкое обсуждение, целостного правового регулирования образования инвалидов нет.

Эксперты предлагают внести в законопроект понятие «инклюзивное образование (воспитание) лиц с ограниченными возможностями здоровья». Следующее предложение — предоставить право выбора, в том числе родителям детей-инвалидов, образовательного учреждения и формы получения образования. В законопроект предусматривается включить статью об использовании федеральных государственных образовательных стандартов в целях обеспечения образования детей-инвалидов. Кроме того, в документе расшифровывается понятие «специальные условия обучения», которое включает специальные методы обучения и (или) воспитания; дополнительные и специальные штатные единицы педагогических работников; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников; социально-правовое сопровождение обучающихся, воспитанников; индивидуальные и коллективные технические средства обучения, технические средства реабилитации; адаптированные устройства электронного обучения; изданные специальными шрифтами и в специальных форматах учебники, учебные пособия и др. В документ внесена статья о Психолого-медико-педагогической комиссии, которая осуществляет комплексное обследование детей-инвалидов с целью определения их потребности в специальных условиях для обучения и (или) воспитания. При этом заключение психолого-медико-педагогической комиссии, содержащее рекомендации по созданию специальных условий для обучения и (или) воспитания, обязательно для исполнения, в том числе для образовательных учреждений.

Соответствующие предложения планируется передать в Комитет по образованию Госдумы РФ, который внесет их в качестве поправок в ходе чтений законопроекта «Об образовании в РФ».


Источник: Агентство социальной информации

Полезная новость?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011