Вел. Новгород

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

27.09.2012

Чтобы профессия не осталась строкой в дипломе

Найти свой профессиональный путь и стать востребованным и высокооплачиваемым специалистом — для будущих абитуриентов это уже не просто мечта, а прямая задача. Корреспондент «ГлавСправ» узнал, как профориентационные мероприятия и программы могут помочь в таком непростом деле.


Ярмарка профессий «Образование. Карьера. Досуг» регулярно проводится Центром содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор» для школьников Петербурга. Здесь представители высших и средних учебных заведений города, а также психологи-профориентаторы помогают ребятам ответить на два главных вопроса: «кем стать?» и «куда пойти учиться?»

О задачах и особенностях современного профориентирования журналу «ГлавСправ» рассказала Вероника Борисовна Бойкова, начальник информационно-методического отдела Центра содействия занятости и профессиональной ориентации молодежи «Вектор».

— Вероника Борисовна, расскажите о тенденциях, которые наблюдаются сейчас в профориентации школьников. К чему больше склоняются будущие абитуриенты: преобладают ли гуманитарные, экономические и юридические направления, или есть изменения?

— На конец 2011/12 учебного года преобладали именно те направления, о которых вы сказали. Но, начиная с этого сентября, мы проводим тестирование профессиональных намерений учащихся в десяти районах города по программе «Ориентир». Уже в декабре исследование закончится, и мы сможем точно сказать, произошли ли изменения в выборе профессионального маршрута среди учеников 9-11 классов.

В эти дни в «Ленэкспо» в рамках форума «Российский промышленник» открылось мероприятие «Шаг в профессию». На круглом столе форума будет обсуждаться концепция профориентации в России, в которой примут участие: Комитет по образованию, Комитет по труду и занятости населения, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Компания «Вектор» также будет работать в этой программе. Надеемся на результативные обсуждения и решения.

А сегодня на выставке «Образование. Карьера. Досуг» в нашей презентации особое внимание уделено тому, на что школьник должен обратить особое внимание при выборе профессии: «Что я хочу, что могу, и нужно ли это рынку труда в настоящее время?»

— Как вы считаете, в каком возрасте должно начинаться профориентирование у школьников?

— Многие школы начинают эту работу достаточно рано. Более того, знакомство с профессиями заложено в программу обучения уже с детского сада. Но одно дело познакомить с профессиями, и другое — выявить склонность ребенка к определенному направлению. Эту работу должны проводить специально обученные педагоги с использованием правильно составленных и обработанных анкет. К сожалению, на каждое учебное заведение таких специалистов не хватает.

Курс «Выбор профессии» (он может называться по-разному) в школах должен быть обязательно, это прописано в региональном компоненте учебного плана. И конечно, надо отметить, что учителя и психологи проводят большую работу в школах для того, чтобы к 11-му классу у ребенка было сформировано четкое профессиональное представление, и он мог совершить меньше ошибок выборе дальнейшего образования.

Центр «Вектор» в течение учебного года проводит 17 ярмарок профессий в разных районах города. Программой «Ориентирование» охвачено 10 районов города. Также мы проводим социологические исследования, в которых уже приняли участие примерно 1000 респондентов из числа школьников и студентов, но для такого большого города как Санкт-Петербург этого, конечно, недостаточно. Наша работа продолжается.

— Какие технологии тестирования сейчас используются? Появилось ли что-то новое в этой области?

— Мы пришли к выводу, что работа с бумажными носителями наиболее эффективна, так как предполагает живой контакт со специалистом, который может ответить на дополнительно возникающие вопросы. Чтобы охватить весь город, создаются программы по межведомственному взаимодействию разных структур. Это позволяет оказать максимальную помощь нуждающемуся в профориентировании подростку.

— Остается ли приоритетной тенденция на высшее образование среди абитуриентов? И как убедить ребят в том, что они могут найти себя в профессии и обрести достойный социальный статус с помощью среднего специального или даже начального профессионального образования?

— Да, вы правы, на выбор ребят существенного влияют социальные установки, которые транслирует современное общество и семья. А ведь важнее личные предпочтения, способности, склонности и природные данные. Ребенок идет в денежную отрасль и за престижным дипломом, не понимая, что например модный «аудит» или «налоговое право» так и останутся для него только названиями в «корочках». Но не станут призванием, не обеспечат той самой благополучной жизни. Может быть, в реальности из горе-юриста получился бы отличный технолог пищевого производства или мастер-каменщик. И своим уникальным умением он смог бы зарабатывать желаемые деньги, ощущать удовольствие от своей профессиональной деятельности, полноту жизни и гордость за себя.

Программы профориентации как раз и призваны исправить ситуацию ошибочного выбора. В частности, нужно популяризировать рабочие специальности и поднимать их престиж. Такие мероприятия, как «Шаг в профессию», помогают нам в этом.


Комментарии

Алексей Юрьевич Соловьев, референт по связям с общественностью Института правоведения и предпринимательства (г. Пушкин):

«Ярмарки профессий и образовательные выставки помогают нам выявить тот контингент абитуриентов, которые стремятся получить высшее образование в области правоведения и менеджмента.

Стоит отметить, что экономические специальности лидируют в предпочтениях современных абитуриентов. Правоведение, менеджмент, государственное и муниципальное управление пользуются неизменно высоким спросом.

Наш вуз также лидирует по набору в этом году за счет получения бюджетных мест. У нас было много заявлений и приличный конкурс. Например, по экономике было 6-9 человек на место. Это результат государственной программы по выделению бюджетных мест негосударственным вузам».



ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011