13.06.2012
			Кадровый менеджмент
			
	Направление: «Психология»
	 
	Успех деятельности любой организации зависит от ее сотрудников. В связи с этим возникает необходимость подготовки грамотных специалистов 
	по подбору персонала и работе с ним.
	Студентам, выбравшим для себя профессию, связанную с кадровой работой, необходимо научиться методам работы с людьми и принятия
	эффективных кадровых решений в организации, а также обладать навыками профилактики и предотвращения конфликтных ситуаций. Для 
	овладения этими системными технологическими знаниями необходимо пройти обучение по профессии психолог в области кадрового менеджмента.
	Любой профессионал в области кадрового менеджмента должен обладать следующими и компетенциями:
	- организация кадрового делопроизводства на основе использования электронно-вычислительной техники;
- управление деловой карьерой: разработка и реализация программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда менеджеров и специалистов;
- управление дисциплиной и текучестью персонала: разработка структуры заработной платы и системы льгот; программ ротации и внутрифирменной мобильности, процедур приема, перевода и увольнения работников;
- планирование и использование всех существующих источников удовлетворения потребности в кадрах, разработка профессиограмм и методов профессионального отбора. Здесь на помощь приходят знания кадрового маркетинга, профессиональных сфер подготовки кадров и их занятости на предприятии, психологии, опять же — трудового законодательства;
- адаптация и обучение: введение принятых работников в организацию, разработка и осуществление программ профессионального обучения и повышения квалификации. Адаптация является важнейшим этапом и для работника, и для организации, включает производственные и социальные элементы, содействует профессиональному становлению работника, установлению взаимоотношений с сотрудниками. В то же время сложности с профессиональной адаптацией (в этом плане нередки нарекания со стороны руководителей фармацевтических фирм и аптек на молодых специалистов) могут служить информацией о возможности (или невозможности) эффективной работы специалиста в данной организации;
- оценка работников и их трудовой деятельности: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям, разработка методик оценки и доведение их до работников, проведение регулярных аттестаций. Следует отметить, что для объективной оценки сотрудников в организации должны быть разработаны стандарты, формы, определены возможные отклонения. В условиях насыщения рынка лекарственными средствами, изменения стиля и методов работы целесообразна профессиональная аттестация работников, которую сейчас, например, нередко проводят в аптеках (помимо аттестации на присвоение квалификационной категории), что служит административной (повышение или понижение по службе, перевод, прекращение трудового договора), информационной и мотивационной целям;
- создание эффективной системы кадровой работы на производстве и механизма управления ею: отбор и подготовка квалифицированных специалистов и менеджеров по кадрам, разработка и формирование оптимальной структуры службы персонала;
- выработка фирменной кадровой политики, основных принципов и методов стратегического и оперативного управления персоналом.
	 
	В процессе обучения студент должен получить достаточно глубокие знания в области организации и мотивации труда, трудового законодательства, 
	психологии и социологии труда и управления, организации современного делопроизводства. Ему необходимы прочные навыки общения с людьми, 
	проведения различных тестов, использования информационно-вычислительной техники и др. 
	Менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры фирмы. Важной частью подготовки подобного
	специалиста в нашей стране с многонациональным населением и многоукладной экономикой является глубокое изучение кросс-культурного 
	менеджмента (осуществляемого на стыке культур: национальных, региональных, профессиональных, организационных и т.д.) и этнопсихологии 
	(изучающей этнокультурные особенности психики людей и психологические аспекты межэтнических отношений).
	Обучение на этой специальности обязательно должно носить практико-ориентированный характер. Желательно, чтобы в процессе обучения 
	студент прошел такие тренинги как тренинг самопрезентации, командообразования, личностного роста, стрессоустойчивости и др.
	Обучение работе с персоналом необходимо проходить на факультетах психологии, специализирующихся на кадровом менеджменте. Желаем, 
	чтобы ваш удачный выбор вуза предопределил и успех вашей дальнейшей карьеры.
	Е.Ю. Косман, 
	кандидат психологических наук, 
	декан факультета психологии СПИУиП
	Санкт-Петербургский институт управления и права
	ГлавCправ. 2012