24.01.2011
Интересное социологическое исследование было проведено группой Елены Шмелевой, начальника отдела науки и инноватики СПбГУ, и представлено как доклад на международной конференции «Профессиональное образование в России: проблемы и перспективы».
Используя разрешение Елены Владимировны опубликовать часть материалов доклада, я предлагаю нашим читателям ознакомиться с объективной научной оценкой состояния СПО в Петербурге. Это позволит понять возможные, весьма прогрессивные, перспективы профессионального образования в стране в целом и в регионе в частности. Также это окажет посильное влияние на выбор образовательной траектории молодых людей, если вы — преподаватель или родитель, либо сделать правильный перспективный выбор профессии, если вы — абитуриент.
Елена Загальская.
«Реформы в образовании в большой степени затрагивают положение дел с профессиональным образованием. Кризис профессионального образования, так или иначе, определяется состоянием дел в отечественной экономике и промышленности», — говорит Елена Шмелева.
В этой работе было исследовано 200 крупных и средних предприятий промышленности Санкт-Петербурга в таком соотношении:
График 1.
В ходе исследования необходимо было выяснить, какие административные барьеры препятствуют функционированию и развитию петербургских предприятий.
График 2.
Прим.: Объединены варианты ответов «Является значительной проблемой», «Является очень значительной проблемой», «Ставит под угрозу существование бизнеса».
«Цифры говорят, что самой большой проблемой сегодня является необходимость поиска квалифицированного работника, — считает Елена Шмелева. — Это проблема для 93% крупных и для 80% средних предприятий является «очень значительной» и даже «ставит под угрозу существование бизнеса».
Уровень квалификации — одно из самых значимых конкурентных преимуществ любого предприятия. Фактором, определяющими эффективность функционирования и развития промышленных предприятий, является система подготовки и повышения квалификации кадров
В эпоху экономики знаний возникает новая стратегия в политике управления персоналом: стратегия непрерывного обучения сотрудников, связанная с постоянным накоплением и интенсивным использованием корпоративного опыта, а в целом — образовательного потенциала.
Главная задача — свести воедино три компонента системы: спрос на образовательные услуги, предложение образовательных услуг, потребности рынка труда.
«Выявление доступности образовательных программ профессионального образования и степени их соответствия перспективам экономического развития региона — вот задача наших исследований и обобщений», — пишет Елена Шмелева.
Наиболее возможной для России моделью регулирования этих процессов является модель стран с типично рыночной экономикой (Великобритания, Голландия и др.). Она предполагает рыночные механизмы регулирования кадрового спроса и предложения. В рамках этой модели профессиональное образование рассматривается как саморегулируемая система, способная к оперативной адаптации к рыночному спросу.
В ряде стран принята концепция широкопрофильной подготовки специалистов, соответствующая большому количеству рабочих мест в экономике страны, а не подготовка «под конкретное рабочее место». При этом ориентация системы профессионального образования осуществляется на индивидуальный спрос (личность как заказчик образования).
При оценке эффективности деятельности системы профессионального образования, главными определяющими факторами становятся ее способность к адаптации, ориентация на заказчика, гибкость — то есть модель «образование как открытая система».
Прим. ред.: Все описанные выше запросы к системе профессионального образования могут быть определены административным решением, если будут введены в новый закон об образовании.
И когда система профессионального образования станет адаптивной в существующем экономическом состоянии России, гибкой для рынка, универсальной для студентов и выпускников, тогда у предприятий станет меньше проблем с эффективностью производства и конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.
ГлавCправ. 2011