Томск

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

13.06.2012

Кадровый менеджмент

Направление: «Психология»

Успех деятельности любой организации зависит от ее сотрудников. В связи с этим возникает необходимость подготовки грамотных специалистов по подбору персонала и работе с ним.

Студентам, выбравшим для себя профессию, связанную с кадровой работой, необходимо научиться методам работы с людьми и принятия эффективных кадровых решений в организации, а также обладать навыками профилактики и предотвращения конфликтных ситуаций. Для овладения этими системными технологическими знаниями необходимо пройти обучение по профессии психолог в области кадрового менеджмента.

    Любой профессионал в области кадрового менеджмента должен обладать следующими и компетенциями:
  • организация кадрового делопроизводства на основе использования электронно-вычислительной техники;
  • управление деловой карьерой: разработка и реализация программ, направленных на развитие способностей и повышение эффективности труда менеджеров и специалистов;
  • управление дисциплиной и текучестью персонала: разработка структуры заработной платы и системы льгот; программ ротации и внутрифирменной мобильности, процедур приема, перевода и увольнения работников;
  • планирование и использование всех существующих источников удовлетворения потребности в кадрах, разработка профессиограмм и методов профессионального отбора. Здесь на помощь приходят знания кадрового маркетинга, профессиональных сфер подготовки кадров и их занятости на предприятии, психологии, опять же — трудового законодательства;
  • адаптация и обучение: введение принятых работников в организацию, разработка и осуществление программ профессионального обучения и повышения квалификации. Адаптация является важнейшим этапом и для работника, и для организации, включает производственные и социальные элементы, содействует профессиональному становлению работника, установлению взаимоотношений с сотрудниками. В то же время сложности с профессиональной адаптацией (в этом плане нередки нарекания со стороны руководителей фармацевтических фирм и аптек на молодых специалистов) могут служить информацией о возможности (или невозможности) эффективной работы специалиста в данной организации;
  • оценка работников и их трудовой деятельности: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям, разработка методик оценки и доведение их до работников, проведение регулярных аттестаций. Следует отметить, что для объективной оценки сотрудников в организации должны быть разработаны стандарты, формы, определены возможные отклонения. В условиях насыщения рынка лекарственными средствами, изменения стиля и методов работы целесообразна профессиональная аттестация работников, которую сейчас, например, нередко проводят в аптеках (помимо аттестации на присвоение квалификационной категории), что служит административной (повышение или понижение по службе, перевод, прекращение трудового договора), информационной и мотивационной целям;
  • создание эффективной системы кадровой работы на производстве и механизма управления ею: отбор и подготовка квалифицированных специалистов и менеджеров по кадрам, разработка и формирование оптимальной структуры службы персонала;
  • выработка фирменной кадровой политики, основных принципов и методов стратегического и оперативного управления персоналом.

В процессе обучения студент должен получить достаточно глубокие знания в области организации и мотивации труда, трудового законодательства, психологии и социологии труда и управления, организации современного делопроизводства. Ему необходимы прочные навыки общения с людьми, проведения различных тестов, использования информационно-вычислительной техники и др.

Менеджер по кадрам является главным носителем и распространителем предпринимательской культуры фирмы. Важной частью подготовки подобного специалиста в нашей стране с многонациональным населением и многоукладной экономикой является глубокое изучение кросс-культурного менеджмента (осуществляемого на стыке культур: национальных, региональных, профессиональных, организационных и т.д.) и этнопсихологии (изучающей этнокультурные особенности психики людей и психологические аспекты межэтнических отношений).

Обучение на этой специальности обязательно должно носить практико-ориентированный характер. Желательно, чтобы в процессе обучения студент прошел такие тренинги как тренинг самопрезентации, командообразования, личностного роста, стрессоустойчивости и др.

Обучение работе с персоналом необходимо проходить на факультетах психологии, специализирующихся на кадровом менеджменте. Желаем, чтобы ваш удачный выбор вуза предопределил и успех вашей дальнейшей карьеры.

Е.Ю. Косман,
кандидат психологических наук,
декан факультета психологии СПИУиП


Санкт-Петербургский институт управления и права

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011