23.12.2011
Принятие нового закона «Об образовании» было отложено правительством до февраля 2012 года. Каких же изменений нам стоит ожидать в ходе модернизации образования в следующем году? Корреспондент «ГлавСправ» обратился за комментариями к Валерию Павловичу Соломину, ректору Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Соломин: В новом году мы получим новый закон «Об образовании», а также поддержку развитию и сохранению высшего педагогического образования в форме Федеральных центров педагогического образования. Мы больше внимания обратим на молодые кадры. Если те направления, которые заявлены в модернизации, будут осуществляться, это будет только на пользу.
Корр.: Ректоры технических вузов подчеркивают, что в новом 2012 году приоритет будет отдан развитию инженерных профессий. А что с гуманитарным блоком?
Соломин: Что касается педагогического направления, очень надеемся, что все-таки оно будет занимать достойное место. Хотя и звучали намеки, что у нас переизбыток юристов, экономистов, педагогов… Это немного тревожит. Но надеюсь, что трезвый взгляд на развитие образования все же возобладает. Без педагогов не может быть развития образования, экономики, науки, культуры.
Корр.: Сейчас стране нужны новые педагоги: молодые, хорошо знающие современные методы работы.
Соломин: Да, но и «старая гвардия» тоже не помеха. А вот помогать опытным педагогам овладеть технологиями современного обучения — мы просто обязаны. Как раз в тех Федеральных центрах педагогического образования, которые предположительно будут открыты на уровне современных педагогических университетов. Такое предложение было высказано на высочайшем уровне.
В системе непрерывного педагогического образования должно быть выстроено взаимодействие с учебными заведениями среднего профессионального педагогического образования. Колледж — это тоже ступень получения педагогического образования. И учебные планы СПО должны быть согласованы в соответствии с действующими стандартами.
Необходимо не административное объединение, а укрупнение по соответствию программ, стандартов, преемственности… Центр — это некое объединяющее начало, точка интеграции. Как заявлено в программе модернизации, создание , крупных интегрированных центров позволит объединить усилия по научному обеспечению процесса, по созданию стандартов, приемлемых для всех так, чтобы они давали возможности для творческого применения.
Корр.: Стандарты разрабатываются и доводятся до специалистов в форме приказов… А вот сама методика их внедрения на разных уровнях образования — это уже дело педагогов?
Соломин: Методика — это очень важно! Важны технологии реализации действующих стандартов. В технологии реализуются метода и приемы передачи знаний ученикам с использованием всего современного арсенала учебных средств, осуществляется трансформация, если хотите, информации в знания! Вот, что главное!
Корр.: Как Вам кажется, будет ли в современном образовании Петербурга больше инновационных подходов? Конкурсы молодых педагогов уходящего года показали выдающиеся работы. Будут ли они внедрены повсеместно в нашу систему образования?
Соломин: В канун нового года такой вопрос звучит риторически. Конечно, будут! Новый год — новые идеи, новые желания реализоваться… Прогресс невозможно остановить. Думали ли мы 10 лет назад, что электронные доски и Интернет станут нашей обыденностью? Мы могли об этом только мечтать, но мы надеялись и трудились... Новое и в наших школах, и в вузах. Чувство познания нового никуда не исчезнет, а оно требует идей, инструментария, молодых людей!
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
ГлавCправ. 2011