Стерлитамак

Раздел Профориентация. Образовательный и карьерный маршрут

Статьи

21.07.2022

О развитии системы подготовки IT-специалистов и научных работников

По сообщению пресс-службы Минобрнауки России 18 июля 2022 г, глава Минобрнауки России Валерий Фальков доложил о последовательном увеличении бюджетных мест по инженерному делу, технологиям и техническим наукам.


На заседании Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам обсудили приоритеты и цели развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам назвал повышение качества подготовки инженерных и IT-специалистов одной из приоритетных задач развития государства. «Выход на новое качество подготовки кадров — это первоочередная задача, так как без ее решения у нас не будет технологического будущего. Начинаться эта работа должна еще в школе», — отметил Владимир Путин.

Глава государства заявил, что сегодня в вузах растет количество абитуриентов, поступающих на инженерные специальности. В связи с этим необходимо значительно увеличить и финансирование подготовки таких специалистов, расширить программы обновления учебно-лабораторного оборудования, развития университетских кампусов, ремонта общежитий.

Подготовка будущих инженеров: бюджетные места, работа со школьниками и студентами

В своем докладе Валерий Фальков отметил: «В этом учебном году для выпускников школ выделено 193816 бюджетных мест. И еще 74930 мест для обучения в магистратуре и аспирантуре. Следует отметить рост среднего балла ЕГЭ на приеме по инженерным специальностям».

Интерес к технике, желание учиться на инженера формируется у абитуриента не в последние месяцы перед выпуском из школы, а гораздо раньше. Поэтому университеты активно «идут» в школы и одновременно развивают самые разные форматы дополнительного образования детей, формируя у них интерес к техническому творчеству. В этом году с 1 сентября в 23 субъектах России откроются 96 инженерных классов: 65 — по авиастроительному профилю, 31 — по судостроительному. Это совместный проект с Минпросвещения России, в котором принимают участие 25 вузов и 37 индустриальных партнеров.

Также ежегодно проводится Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям. VII конкурс в 2021 году собрал более 3000 участников. Все победители и призеры получили возможность трудоустроиться в ведущие компании или продолжить обучение.

Новые драйверы развития подготовки инженеров

Для того, чтобы система подготовки инженеров в полной мере отвечала запросам экономики и общества необходимо ее последовательное развитие. Для этого Минобрнауки России разработало инициативу «Передовые инженерные школы», которая стала одной из 42-х инициатив социально-экономического развития страны, одобренных Президентом России.

В этом году в конце июня совместно с Минпромторгом проведен конкурсный отбор, в котором принял участие 91 университет. В результате определились 30 университетов, 20 из которых расположены в регионах. На их базе создаются передовые инженерные школы. Каждая школа создается в партнерстве с компаниями, среди которых КАМАЗ, СИБУР, Ростсельмаш, Росатом, Алмаз-Антей, Роскосмос и другие лидеры отраслей.

Передовые инженерные школы при поддержке более 40 индустриальных партнеров не только разработают и реализуют новейшие образовательные программы, но и решат сложные и актуальные инженерные задачи в интересах этих компаний и отраслей.

Говоря о развитии системы подготовки инженеров, министр отметил, что необходимо максимально приблизить инженерное образование к реальному производству в регионах. Для этого эффективным решением, наряду с укреплением инженерного образования в вузах, видится расширение практики реализации механизма сетевых образовательных программ – когда базовую инженерную подготовку можно осуществлять в ведущих столичных университетах, а завершать образование в регионах. И такие примеры есть. В интересах развития судостроения на Дальнем Востоке в партнерстве с компанией «Роснефть» Дальневосточный федеральный университет и Санкт-Петербургский морской технический университет реализуют 4 сетевые программы бакалавриата и магистратуры. Студенты учатся на базе ДВФУ, часть программы проходят в Санкт-Петербурге, в лабораториях и у лучших преподавателей Морского университета, а затем завершают обучение и защищают дипломы во Владивостоке, где и будут трудоустроены. Такой формат одновременно создает возможности для академической мобильности преподавателей и студентов.

Поможет в развитии инженерного образования модернизация учебно-лабораторного оборудования региональных вузов, а также создание удобных и современных пространств для технологических экспериментов и прототипирования. «Такую работу мы увязываем с созданием студенческих кампусов мирового уровня», — добавил Валерий Фальков.

Подготовка будущих IT-специалистов: бюджетные места, цифровые кафедры и преподаватели-практики

В рамках развития системы подготовки специалистов в сфере информационных технологий Минобрнауки России последовательно увеличивает количество бюджетных мест в соответствии с запросами отрасли. Только за последние три года прирост составил почти 15000 мест. В 2022 году выделено 160413 мест.

Происходит это не только за счет профильных специальностей и направлений, но и за счет внедрения в программы смежных специальностей и направлений специального модуля в сфере информационных технологий.

Для того чтобы удовлетворить растущий спрос на специалистов в области информационных технологий совместно с Минцифры России Минобрнауки запустило проект по созданию в университетах «цифровых кафедр».

Все университеты-участники ключевого проекта в сфере высшего образования «Приоритет 2030» создали такие кафедры. В результате у студентов самых разных специальностей и направлений подготовки появилась возможность получить продвинутые компетенции в области информационных технологий. Только в этом году по таким программам пройдут обучение не менее 80000 студентов, и не менее 900000 к 2030 году. При успешном освоении основной программы выпускник получит две квалификации, одна из которых будет в области информационных технологий.

Будущих специалистов в области информационных технологий, как и инженеров, должны учить не только преподаватели, но и практики. «Устранены барьеры, которые не позволяли вузам привлекать к обучению студентов лучших специалистов, работающих в отраслях. В частности, исключены требования по наличию ученой степени и ученого звания, по публикационной активности практиков. Это позволяет активнее вовлекать лучших представителей самых разных отраслей в обучение. Например, в программах «цифровых кафедр» установлено требование о том, что не менее 20% занятий должны вести практики», - подчеркнул Валерий Фальков.

Подготовка научных кадров: аспирантура

Основным каналом подготовки научных кадров и притока молодежи в сферу исследований и разработок традиционно является аспирантура, которая становится востребованным каналом притока молодежи в сферу исследований и разработок. В России третий год подряд происходит повышение качественных показателей деятельности института аспирантуры.

«Нам удалось прервать существовавшую с 2010 года негативную тенденцию сокращения количества аспирантов. В 2021 году их общая численность достигла 90,2 тысяч человек. Наблюдается дальнейшее закрепление ведущей роли университетов в подготовке научных и научно-педагогических кадров: на их долю приходится почти 90% аспирантов. В 2020 году мы реализовали комплекс мер по модернизации работы диссертационных советов. Внедрение этих новаций создало предпосылки эффективного функционирования института аспирантуры. В результате, впервые с 2015 года отмечается увеличение числа защит кандидатов и докторов наук. Так, число защит в 2021 году превышает показатель предыдущего года на 24%, на 1814 защит. В этом году мы ждем такой же положительный прирост», — заявил министр.

Драйверы развития системы подготовки научных кадров

Развитие системы подготовки научных кадров предполагает одновременно движение по нескольким направлениям. Во-первых, это социальная поддержка молодых ученых. В этом году дополнительно по решению Правительства выделен почти 1 млрд рублей по программе жилищных сертификатов, планируется в последующие годы также увеличивать объем средств на этом направлении. В настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении стипендии лучшим аспирантам до конкурентоспособного уровня.

Во-вторых, необходимо дополнительное стимулирование продуктивного научного руководства. Речь идет о распространении в университетах в том числе специальных программ профессиональной подготовки для аспирантов в области научного руководства, актуальной для молодых кандидатов и докторов наук.

В-третьих, разработка и развитие формата «производственной аспирантуры», предполагающей реализацию диссертационного проекта в интересах и совместно с компаниями. Это даст возможность готовить кадры высшей квалификации для решения прикладных задач, что особенно актуально в сегодняшних условиях.

В-четвертых, развитие в региональных вузах института целевой аспирантуры, когда есть возможность направлять своих лучших выпускников в ведущие вузы страны, но с гарантией возвращения под хорошо оплачиваемое рабочее место после защиты диссертации.


Пресс-служба Минобрнауки России

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011