Ставрополь

Раздел Высшее образование

Статьи

20.07.2010

Бакалавриат vs Специалитет

Вчерашние школьники оказались перед непростым выбором. Сейчас абитуриентам предстоит решить не только вопрос «Чему и где учиться?», но и «Как получать образование?» Сложность в том, что с вступлением России в Болонский процесс многое поменялось. В частности, изменилась структура высшего образования: оно разделилось на два уровня (бакалавриат и магистратура). Традиционная форма обучения — специалитет — также не сдает свои позиции.

Образовательная дилемма

Как же сделать правильный выбор между бакалавриатом и специалитетом?

Для абитуриентов, желающих стать бакалаврами, существуют две схемы обучения. Большинство по привычке поступают после 11-го класса школы. Также можно окончить 9 классов и поступить в колледж, а уже потом подавать документы в вуз. При этом на бакалавра придется учиться уже не четыре, а три года.

У выпускников также есть возможность поступить на традиционную форму обучения — специалитет. Но следует обратить внимание на то, что с 1 января 2011 прием специалистов по большинству образовательных направлений будет прекращен. Такая форма подготовки сохранится лишь в медицинских, военных и инженерных вузах.

И бакалавры, и специалисты имеют право продолжить обучение в магистратуре. Магистратура — это дополнительные два года учебы. Подготовка более фундаментальная, помогает углубить узкоспециальные знания. Обучение в магистратуре рассчитано на молодых людей, которые хотят заниматься наукой или преподаванием.

Поступать или не поступать в магистратуру — с этим вопросом можно будет определиться позже, в процессе обучения. А сейчас абитуриенту важно разобраться, что выбрать: специалитет или бакалавриат? Давайте взвесим все плюсы и минусы.

Бакалавриат

Бакалавриат (4 года) — это полноценное высшее образование первой ступени. Обучение бакалавров в первую очередь направлено на то, чтобы поставлять на рынок труда грамотных работников начального и среднего звена. Студент получает общие навыки по выбранному направлению, которые потом может применить на практике.

К несомненным достоинствам бакалавриата относится то, что он обеспечивает так называемую мобильность студентов, т.е. с таким дипломом легко продолжить обучение в магистратуре не только российского, но и иностранного вуза. Выпускники-бакалавры смогут более свободно претендовать и на работу за границей. Главное условие Болонского процесса — введение в России западной системы образования — должно решить проблему признания наших дипломов за рубежом.

Помимо этого, бакалавры учатся менее продолжительный срок. Уже через четыре года они получают выбор: заняться своей карьерой или продолжить образование в магистратуре. Хорошая новость для «карьеристов»: бакалавриат как «общее» высшее образование позволяет после окончания вуза быстро сменить профессию. Не нужно будет переучиваться 5 лет или получать второе высшее образование — достаточно лишь пройти специальные курсы.

Если говорить о недостатках бакалавриата, то представители многих ведущих российских вузов сомневаются, будет ли четырех лет достаточно, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. Более того, поступить в магистратуру смогут только 20-25% от общего числа закончивших первую ступень образования. Таким образом, складывается мнение, что выпуск бакалавров — «недоученных специалистов» — может привести к общему падению уровня высшего образования в России.

Возможны и проблемы с работой: работодатели в нашей стране еще только привыкают к мысли о том, что бакалавр — это человек с высшим образованием. А потому выпускникам с такими дипломами несколько сложнее устроиться на работу (хотя в большинстве случаев многое зависит от личных качеств и профессиональных навыков соискателя).

Те, кто остановится на первой ступени высшего образования, по всей вероятности, не получат возможности работать на ряде должностей в органах власти, преподавать в вузах России. Научная деятельность также станет проблематичной: бакалавр не имеет права после окончания вуза на обучение в аспирантуре и защиту диссертации.

Специалитет

Специалитет (5 лет) — традиционная форма российского высшего образования. Будущему дипломированному специалисту дается и базовое образование, и углубленная подготовка в рамках выбранного направления.

Все, что принято считать недостатками бакалавриата, закономерно становится достоинствами специалитета.

Более длительный, пятилетний срок обучения положительно влияет на качество подготовки выпускников вуза. Да и работодатели больше доверяют привычной «корочке» специалиста. Так что, по всей вероятности, они будут иметь преимущества в России при приеме на работу по сравнению с бакалаврами. Кроме того, выпускники традиционной формы высшего образования смогут преподавать в российских вузах и занимать более высокие должности в органах государственной власти и управления.

К недостаткам специалитета можно отнести то, что выпускникам с таким дипломом сложнее продолжать обучение и устраиваться на работу по специальности за рубежом. Степень «специалист» не так понятна европейскому работодателю, как «бакалавр».

Что выбирают вузы?

Большинство высших учебных заведений пока постепенно переходит на двухуровневую систему образования. Отметим, что некоторые вузы перевели отдельные факультеты на новый принцип обучения еще до публикации официального распоряжения. Это Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова, Российский университет дружбы народов (РУДН), Московский государственный технический университет (МГТУ) им. Н.Э. Баумана и др.

В крупнейших университетах Санкт-Петербурга к нововведениям отнеслись по-разному.

Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ) по большинству специальностей дает возможность выбрать наиболее удобную форму обучения. Исключение составляет Смольный институт свободных искусств и наук госуниверситета, где можно получить диплом специалиста только по специальности «Антропология». Остальные 11 факультетов уже ввели бакалавриат.

В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете (СПбГПУ) по образовательным направлениям можно получить дипломы и специалиста, и бакалавра — формы обучения распределились примерно поровну.

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) предлагает выбрать из четырех направлений, где можно получить степень бакалавра: «Эксплуатация транспортных средств», «Архитектура», «Строительство» и «Менеджмент».

А вот в Инженерно-экономическом университете (ИНЖЭКОН) остались верны традициям классического пятилетнего образования. Желающим обучиться на бакалавра пока тут делать нечего — все факультеты и специальности рассчитаны только на будущих специалистов.

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПбГУКИ) также верен традиционной системе: здесь готовят преимущественно специалистов. Факультетов и отделений с такой квалификацией в два раза больше, чем с бакалавриатом. По словам ректора университета, для творческих профессий новая двухуровневая система образования совершенно неактуальна.

Таким образом, становится понятно, что, несмотря на официальные распоряжения, вузы не спешат кардинально менять старый порядок. Они присматриваются, пробуют, ждут результатов. В нашей стране десятилетиями формировалась особая система подготовки высококвалифицированных специалистов. Но сейчас она нуждается в обновлении. Окажется ли жизнеспособной реформа, которую предлагает Министерство образования и науки, покажет время. А первые результаты станут видны лишь через несколько лет.


ГлавСправ. 2010

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011