Ставрополь

Раздел Законодательство в образовании

Статьи

19.12.2014

Финансирование национальной системы образования. Бюджет 2014-2016

«Устойчивое финансирование является ключевым условием для сбалансированного развития высшего образования». Джамиль Салми, ведущий международный эксперт-консультант в сфере высшего образования.


Обсуждение правительственного проекта закона «О федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», по словам депутата О. Смолина, прошло жестко. Критику вызвали не только «количественные» аспекты будущего бюджета, но и неоднозначная формулировка и содержание некоторых основных целевых индикаторов проекта.

По отношению к объему ВВП долю расходов на образование планируется снизить с 1 процента в 2013 году до 0,7 процента в 2016 году. Такие данные зафиксированы в правительственном проекте закона «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», поступившем в Госдуму РФ в начале октября.

А вот еще цифры. В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы по разделу «Образование» предусмотрены бюджетные ассигнования: в 2014 году – 593 384,2 млн. рублей, в 2015 году – 623 465,4 млн. рублей и в 2016 году – 639 183,8 млн. рублей. Однако, несмотря на общий количественный рост финансирования системы образования, его доля в общем объеме расходов федерального бюджета все равно ежегодно будет снижаться: с 5,1 процента в 2013 году до 3,9 – в 2016 году.

Эти и другие сведения приводятся в официальном заключении Комитета по образованию Госдумы РФ, принятом по итогам обсуждения проекта бюджета в первом чтении.

    Федеральное финансирование по ряду направлений образовательной деятельности в предстоящие три года все-таки будет увеличено:
  • Запланирован рост ассигнований на заработную плату педагогам (в рамках указа №597 Президента РФ).
  • Заложены средства для поддержки ведущих вузов и индексации стипендиального фонда.
  • Финансирование на поддержку программ развития ведущих классических университетов РФ, прикладные научные исследования в вузах медицинского профиля, ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2014-2020 годы.
  • Выделение средств на «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

В то же время планируется, что федеральный бюджет прекратит софинансирование региональных программ модернизации систем общего образования. Прекратится субсидирование первоначального взноса на ипотечное жилье для молодых учителей общеобразовательных школ. Полностью под ответственность субъектов с 2014 года перейдет и финансовое обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство, а с 2015 года – «в соответствии с разграничением полномочий между различными уровнями власти в РФ» – и финансовое обеспечение мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Как прокомментировал депутат О. Смолин телеканалу «РБК», предварительное обсуждение представленного правительственного проекта в профильном комитете Госдумы РФ прошло жестко. Критику думцев вызвали не только «количественные» аспекты будущего бюджета (что понятно), но и неоднозначная формулировка и содержание некоторых основных целевых индикаторов проекта (раз уж взят курс на программно-целевые методы бюджетного планирования). Причем эта претензия была отнесена и к целевым показателям самой госпрограммы «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года, № 792-р, и на основании которой верстался проект бюджета.

Так, например, комитет по образованию считает, что «следует уточнить значение показателя «удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессионального образования очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности». Уровень этого значения, как зафиксировано в программе, в 2016 году составит 51,1%. Получается, - ставят вопрос депутаты - что «практически каждый второй такой выпускник не сможет трудоустроиться в течение года по полученной специальности».

Кстати, жесткая и прямолинейная, административным способом внедряемая «привязка» высшей школы к текущим кадровым запросам экономики вообще вызывает неоднозначную оценку со стороны экспертного сообщества. «Последней модой в России стало приведение высшего образования в соответствие с потребностями рынка труда, – пишет директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. – Это становится чуть ли не мерой эффективности деятельности системы ВПО. Но в такой постановке проблема в принципе не может быть решена. Циклы подготовки специалистов и циклы смены технологий принципиально не совпадают, более того – расходятся. Попытка подстроить систему высшего образования под рынок труда доказала свою неэффективность во всем мире».

Депутаты Комитета по образованию Госдумы РФ уверены: требуют уточнения и другие показатели. По итогам обсуждения проекта бюджета свою официальную позицию они сформулировали довольно прямо: «Снижение уровня расходов федерального бюджета по разделу «Образование» недопустимо, а прекращение софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации (в частности, в сфере дошкольного и дополнительного образования, в вопросе выплат вознаграждения за классное руководство) может приостановить или даже привести к утрате уже достигнутых позитивных изменений».

«Необходимо вернуться к объемам финансирования не ниже 2013 года по всем показателям, как в абсолютном, так и в относительном выражении». Наконец, и в послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах было указано на расходы на образование, науку, инфраструктуру как приоритетные, доля которых в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.

«Законопроект может быть рекомендован к принятию его Государственной Думой в первом чтении только при условии учета высказанных замечаний и предложений», – резюмировали думцы.

Союзником депутатов может стать и Министерство образования и науки РФ. Глава комитета В. Никонов сообщил коллегам о том, что соответствующие поправки в бюджет депутаты готовят совместно с профильным ведомством: «Не может иметь будущего страна, где сокращаются расходы на образование и министерство здесь безусловный союзник Думы».

Кстати, уже после предварительных рассмотрений проекта бюджета в думских комитетах свое заключение на правительственный проект дала и Счетная палата, ее выводы во многом совпали с мнением депутатского корпуса. Хотя в ответ первый замглавы Минфина РФ Татьяна Нестеренко, отчасти согласившись с претензиями, признала, что «доходов в госказне может быть на 1 трлн. меньше, чем запланировано». Поэтому удастся ли Комитету по образованию, даже при поддержке профильного министерства, в ближайшее время «вернуть» из федерального бюджета на софинансирование хотя бы части региональных расходов на образование (порядка 220 млрд. рублей) – вопрос сложный.

Глава Правительства РФ Д. Медведев на недавней встрече с членами Совета Федерации признал, что сегодня соотношение доходов в консолидированном бюджете составляет 67 к 33 процентам в пользу федерального центра и что бюджет «перекошен в сторону затрат на оборону и безопасность», поскольку «в течение десяти-пятнадцати лет эта сфера не финансировалась». В будущем, пообещал премьер, соотношение может несколько поменяться в пользу регионов, начнется и рост бюджетных расходов на образование, медицину, науку. Хотя, предупредил он, такая переориентация станет возможной только после обновления вооруженных сил и силовых структур.


Источник: Журнал «Аккредитация в образовании»

ГлавCправ. 2014

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011