26.10.2010
В СПбГУ в рамках конференции «Высшее образование и гражданское общество: новая социальная миссия университета» обсудили возможности развития сотрудничества между вузами, исследовательскими центрами и организациями третьего сектора.
По мнению экспертов, развитие такого взаимодействия сможет способствовать повышению качества образования в университетах, выявлять практические результаты их научной и образовательной деятельности. Кроме того, это позволит формировать выпускников с поликультурным и широким сознанием, а не узких специалистов. Примером успешного решения такой проблемы в России является уникальная программа «Искусства и гуманитарные науки» Санкт-Петербургского государственного университета, реализуемая совместно с Бард колледжем (США).
Для того, чтобы уйти от выпуска «узких специалистов» необходимо внедрять диалоговые формы преподавания. «В России наметился большой разрыв между средней школой и вузами. В освоении новых методов преподавания и подачи материала школы ушли далеко вперед. А вот вузы в силу своей консервативности тяжелее принимают новое, — уверяет Татьяна Минкина-Милко, руководитель программ двустороннего и регионального сотрудничества отдела исторического образования Совета Европы. — Это приводит к тому, что, выпускаясь из вуза, молодые историки знают сколько лошадей было убито в битвах Александра Македонского, но абсолютно не знают как передавать знания и общаться с новым поколением».
За введение многоформатного обучения в области прав человека, социологии, истории, конфликтологии, логики, философии и экономики выступил и Дирк Хебеккер, старший советник по правам человека при системе ООН в РФ. Он вообще считает, что университетам надо открыть двери для свободного посещения лекций. «Вузы должны быть открыты не только для студентов и аспирантов, но и для любого человека с улицы, который хочет прийти и послушать ту или иную лекцию при наличии свободных мест в аудитории. Такая практика уже давно существует в Европе и США», — рассказал он.
Современный многополярный мир требует от человека поликультурного сознания, многостороннего взгляда, обладания инструментами свободного мышления. Обрести все это можно в стенах университетов, уверены эксперты. Но для этого сами университеты должны стать открытыми, мобильными в обмене образовательными программами, повысить качество обучения, поощрять общественную деятельность своих студентов и декоммерционализировать преподавание отдельных дисциплин. «Есть предметы, которые просто не могут и не должны преподаваться на коммерческой основе», — уверен Дирк Хебеккер.
На конференции были презентованы наиболее успешные примеры взаимодействия образовательных учреждений, исследовательских центров, а также опыт развития образовательных программ по правам человека в рамках программы «Искусства и гуманитарные науки» в СПбГУ.
Источник: Пресс-служба СПбГУ