Санкт-Петербург

Раздел

Новости

01.12.2017

Обсуждение фильма Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?»

30 ноября 2017 года в Президентской библиотеке на заседании киноклуба открылся новый цикл встреч-дискуссий под названием «Легко ли быть молодым?». Цикл предполагает обсуждение проблем современной молодёжи во всех аспектах её существования в жизни и обществе.

Первая встреча была посвящена одной из самых острых документальных «перестроечных» лент «Легко ли быть молодым?» латвийского режиссёра Юриса Подниекса. Ведущим встречи стал доктор филологических наук, доцент СПбГУ, главный редактор газеты «Культурный Петербург», обозреватель радио «Петербург» Сергей Ильченко.

«Заявленный нами цикл, – сказал, предваряя просмотр, Сергей Николаевич, – о молодёжи и для молодёжи. Нам хотелось бы расширить представление молодёжи о самих себе с помощью честных, лишённых пафоса и дидактики документальных лент, подобных той, что будет показана сегодня. Фильм Подниекса – чистый документ, в нём нет припудренных эпизодов и надуманных проблем, он про жизнь 80-х – времени выхода ленты на экраны».

Главный вопрос, который задал лектор: с какого примерно времени возникла проблема отцов и детей? И привёл цитату, спросив, к какому времени и источнику она относится: «Молодые истину забросили, старших не уважают, думают только о себе»?..

В ответ прозвучало разное: Сократ, Платон, Тургенев и проч., но ведущий держал зал в напряжении до тех пор, пока не признался: «Это начертано на египетской пирамиде». И перевёл разговор на время, в котором жил и творил автор фильма «Легко ли быть молодым?».

Юрис Подниекс – выпускник операторского отделения ВГИКа, с 1967 года работавший на Рижской киностудии, где со временем стал самым заметным сценаристом и режиссёром из молодых кинодокументалистов своего времени, что подтверждает фильм 1987 года «Легко ли быть молодым?». В 1990 году организовал «Студию Юриса Подниекса». А в 1992-м трагически погиб на 42-м году жизни.

Его фильм, представленный к просмотру в Президентской библиотеке, в своё время буквально «взорвал» общественное мнение – впервые за много лет картина исследовала реальное морально-нравственное состояние советской молодёжи. Автору удалось заглянуть в глаза новому поколению, которое неистовствовало на рок-концертах и отрицало ценности, навязываемые старшим поколением. Отсюда равнодушие к собственной истории, героике прошлого (эпизод с почётным караулом у памятника «латышским стрелкам»). Отсюда и уход в разные неформальные группы, который давал иллюзию свободы и душевной гармонии.

В череде трагического накала интервью, из которых состоит фильм – лейтенант, вернувшийся из Афганистана, судорожно сжимающий в ладони боевой орден и не способный обрести себя заново в непонятной ему мирной жизни. Вот другой молодой ветеран, инвалид, встречается с однополчанином, и оба надолго замирают, обнявшись. Драматические моменты фильма. Однако эпизоды с вернувшимися с полей сражений солдатами оставляют светлое впечатление в фильме Подниекса, потому что перед нами на экране – взрослые, цельные личности, сформировавшиеся в жёстких условиях военных действий в чужой враждебной стране; такие никогда не бросят в беде, не предадут.

После просмотра фильма Юриса Подниекса в зале с минуту стояла отрешённая тишина, а потом раздались аплодисменты. В дискуссии, развернувшейся после демонстрации картины, участвовали студенты института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и Высшей школы печати и медиатехнологий Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологии и дизайна.


Источник: Пресс-служба Президентской библиотеки

Полезная новость?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011