Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

22.06.2015

Троечник с оригиналом сильнее отличника с копией? Или как добраться до зачисления

«Абитуриент» в переводе с немецкого означает «собирающийся уходить» или «выпускник». В нашей жизни абитуриент - это тот, кто «собирается прийти» или поступить в колледж или вуз после окончания школы. Можно добавить, что абитуриент - это молодой человек, который впервые поступает в вуз (поступающие в магистратуру или в аспирантуру абитуриентами не являются, они продолжают свое обучение). Сосредоточимся на выпускниках школы – абитуриентах бакалавриата и специалитета.


ЕГЭ уже позади, во многих школах сейчас горячее время выпускных балов. И то, что по одному-двум предметам еще неизвестны оценки – это небольшие проблемы, о которых скорее всего скажут: «я подумаю об этом завтра».

Но завтра наступает уже сегодня. Каждый год подкидывает выпускникам что-то новенькое. В этом 2015 г., на первый взгляд, правила Минобрнауки изменило несильно: вместо двух волн зачисления - два этапа. На первом этапе должно быть зачислено и заполнено 80 % бюджетных мест. На втором – добирают до 100%, а также на платные места.

    Важно знать «горячие точки» - ключевые даты этого лета:
  • 19 июня 2015 г. - начало приема документов на 1-й курс очной и заочной формы обучения;
  • 6 июля 2015 г. - завершение приема документов для поступления абитуриентов, поступающих на обучение по общему конкурсу;
  • 10 июля 2015 г. - завершение приема документов для поступления абитуриентов, поступающих на обучение по результатам вступительных испытаний проводимых университетом самостоятельно;
  • 24 июля 2015 г. завершение приема документов для поступления абитуриентов, поступающих на обучение без прохождения вступительных испытаний проводимых университетом самостоятельно.
  • 27 июля 2015 г. публикуются списки поступающих на официальном сайте и на информационном стенде Приемной комиссии;
  • 29 июля 2015 г. не позднее 18.00 ч. завершается прием оригинала документа установленного образца от лиц, поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права, поступающих на места в пределах квоты целевого приема (незаполненные места в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права, в пределах квоты целевого приема, могут быть использованы для зачисления поступающих без вступительных испытаний, если количество мест в рамках контрольных цифр за вычетом указанных квот недостаточно для зачисления поступающих без вступительных испытаний);
  • 30 июля 2015 года издается и размещается на официальном сайте и на информационном стенде приказ (приказы) о зачислении поступающих без вступительных испытаний, поступающих на места в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права, поступающих на места в пределах квоты целевого приема, представивших оригинал документа установленного образца.
  • 03 августа 2015 года не позднее 18.00 ч. завершается прием оригинала документа установленного образца от лиц, включенных в конкурсный список, желающих быть зачисленными на первом этапе зачисления по общему конкурсу до заполнения 80 процентов конкурсных мест по общему конкурсу;
  • 04 августа 2015 года издается и размещается на официальном сайте и на информационном стенде Приемной комиссии приказ (приказы) о зачислении лиц, включенных в списки первого этапа.
  • 06 августа 2015 года не позднее 18.00 ч. завершается прием оригинала документа установленного образца от лиц, включенных в конкурсный список. Лица, до установленного срока не представившие оригинал документа установленного образца, а также отозвавшие указанный оригинал, выбывают из конкурса и рассматриваются как отказавшиеся от зачисления.
  • В рамках каждого конкурсного списка формируется список, включающий в себя лиц, представивших оригинал документа установленного образца, до заполнения 100 процентов конкурсных мест по общему конкурсу;
  • 07 августа 2015 года издается и размещается на официальном сайте и на информационном стенде Приемной комиссии приказ (приказы) о зачислении лиц, включенных в списки второго этапа.
  • Зачисление лиц, поступающих на обучение по программам бакалавриата и специалитета по заочной форме обучения (на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг) осуществляется 29 августа 2015 года.

Ситуация такова, что больше шансов поступить в хороший вуз имеют ребята со средними успехами. При каких условиях? Ведь конкурс документов никто не отменял. А вот какой странный извив: в первую очередь зачисляются те, кто принес в вуз СРАЗУ оригиналы документов, невзирая на их баллы. Проходной балл в вуз сформируется по результату первого этапа.

Сильные ребята, скорее всего, принесут в 5 вузов копии документов и будут ждать, когда по результатам первого этапа установится проходной балл, чтобы оценить шансы и использовать свои неплохие результаты и положить единственный оригинал, претендуя на те самые оставшиеся 20 процентов мест. Но похожей стратегии придерживаются и другие сильные ребята, стремящиеся попасть непременно в престижный вуз. Проходной бал резко взлетит, и вместо общего конкурса с претендентами различного уровня такие ребята попадают в элитный конкурс «высокобалльников». Шансы уменьшаются пропорционально увеличению проходного балла. А так как мест на второй этап остается очень мало, то есть риск, что, выпускник с высокими результатами ЕГЭ не поступит вообще никуда.

Что будет твориться в приемных комиссиях сложно и представить. Одни абитуриенты будут пытаться забрать аттестат, чтобы успеть отдать его в другой вуз, другие - напротив, подать аттестат. В последние дни и первого, и второго этапа - 3 и 6 августа - сайты ведущих вузов просто захлебнутся, информация о проходном балле изменяется и обновляется каждые 15 минут. Это очень похоже на игру на фондовой бирже, на основе изменения курса валют. И адреналина выделяется столько же, и разочарований и огорчений – сопоставимо.

Это ожидаемая цена «образовательной демократии». Права абитуриентов значительно увеличились, по сравнению с прошлым XX веком – считайте, в пять раз, раз уж можно подать документы в 5 вузов одновременно. И еще увеличились права иногородних, которым не нужно тратиться на перелет в Москву или Петербург, а можно послать документы по почте и ждать свою судьбу. Но если нужно в течение суток положить оригиналы документов за 9 000 км от дома? Никакая курьерская служба не справится, а опоздание сразу приравнивается к выбытию из конкурса. Несколько лет сражались с тенденцией некоторых вузов не отдавать оригиналы ни за что, чтобы не упустить абитуриента к конкуренту-вузу. Документы вам отдать обязаны, но как и когда, вопрос и одновременно ваши риски.

Сложными путями приемная компания возвращается к тому, откуда начались реформы. Сегодня выиграет тот выпускник, который не вовлекается в странную рискованную игру в погоне за эфемерным «золотым шансом», а действует прямо и определенно – подав оригиналы документов сразу в тот вуз, который он выбрал раньше.

Профориентация в школах, к сожалению, пропускает этап поиска вуза, перешагивая через этап обучения, сразу помогает выбрать профессию по психологическим качествам старшеклассника, по которой он когда-то, может быть, будет работать, не ломая свою личность. Долгосрочный стресс лета после выпускного сильнее повлияет на личность молодого человека, чем поступление «не туда». Многочисленные рейтинги тоже не дают ясной картины и не сильно облегчают выбор - параметры, по которым они составляются, могут быть сухо официальными, или напротив - тенденциозными. Только когда ты зайдешь вместе со студентами внутрь вуза и поймешь, что это именно то место, где ты хочешь провести 4-5 лучших своих лет, послушайся своего внутреннего голоса.

Когда я была мамой абитуриентки, моя дочь сделала очень непрактичный выбор – пошла на отделение философии. На резонный вопрос: «А где ты будешь работать с такой профессией?» - я получила резонный ответ: «Я сначала буду получать образование, а уж потом буду думать о профессии».

Определенная позиция облегчает выбор. Учебное заведение надо выбирать хотя бы в течение выпускного класса. Полезно познакомиться с сайтами вузов и независимыми сайтами по образованию, где в одном разделе окажутся вузы–конкуренты, посетить вуз, поговорить со студентами, преподавателями, заглянуть в лаборатории, и уже не метаться в страшном стрессе во время приемной кампании из одного вуза в другой - шансы от этого, как показывает несложный анализ, только уменьшаются. Хорошее время после выпускного: зайди в 2-3 вуза, прими решение и подай документы. Что касается иногородних студентов, соберите как можно больше информации о выбранном вузе из разных источников. Большую помощь вам окажут справочные порталы, форумы студентов и абитуриентов, вопросы к приемным комиссиям и отзывы уже состоявшихся студентов.

Информационно-справочный образовательный портал ГлавСправ предоставляет вам нужную информацию.

Думайте, выбирайте, планируйте и пусть вам повезет!


ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011