Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

25.03.2015

Основные тенденции развития образования

Формула «Образование – для всех» – не фэнтези, не научная фантастика, но «категорический императив» для любой страны, которая стремится к модернизации в направлении к «обществу знаний» и желает обеспечить себе достойное будущее среди других народов и государств». О.Н.Смолин «Образование для всех: Философия. Экономика. Политика. Законодательство»


В последние десятилетия происходят радикальные изменения в сфере образования и формирование новой образовательной системы. Распространено мнение, что во второй половине 20-го века произошла информационная революция и формируется новый тип общественного устройства – информационное общество, которое пришло на смену индустриальному. Это выдвигает информацию и знание на передний план социального и экономического развития.

    Именно с таких позиций можно выделить основные тенденции мирового образования:
  • Знания все чаще выступают в качестве источника прибыли. Получение новых знаний, умений, навыков, ориентация на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в современной постиндустриальной экономике. Работники несколько раз в течение жизни вынуждены менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию.
  • Информация и знания являются стратегическими ресурсами страны. Они во многом определяют суверенитет страны и национальную безопасность.
  • Образование становится важнейшим фактором преодоления отсталости в развитии многих стран. Наложение информационного и индустриального разрывов в развивающихся странах создает двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые неблагоприятно скажутся на человеческом сообществе. Для создания современной информационной инфраструктуры в развивающихся странах требуются современные технические системы, знания, навыки, умения.
  • Знания превращаются в товар. От полученных знаний выгоды получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Развиваются рыночные отношения в сфере образования на фоне проблем государственного финансирования, имеющего тенденцию к сокращению, как в развитых, так и в развивающихся странах. Финансирование образовательных программ снизилось даже в Америке, где на образование выделяется больше средств, чем на оборону государства. В России наблюдается та же тенденция к сокращению бюджетных средств на подготовку кадров.
  • Интеграция образования. Главная черта современного образования – его глобальность. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
  • Понятие «образование» расширяется. Образование перестает отождествляться только со школьным и вузовским обучением. Сегодня деятельность может трактоваться как образовательная, если она направлена на изменение установки и модели поведения человека путем передачи ему новых знаний, умений и навыков. Образовательные функции берут на себя, например, предприятия, которые имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров. Цель неформального образования – компенсация недостатков и противоречий традиционной образовательной системы. Оно часто применимо там, где формальное образование не в состоянии удовлетворить насущные образовательные потребности. На такую трансформацию понятия «образование» указано и в докладе Юнеско "Учиться быть".
  • Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Новая концепция предполагает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого человека и способствовать его самореализации и развитию. Процесс образования направлен на формирование у учащихся умения учиться, умения самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных информационных технологий.
  • Развитие концепции непрерывного образования. Последние десятилетия ознаменовались чрезвычайно быстрым обновлением технологий и знаний практически во всех сферах деятельности человека. Школьное и вузовское образование часто неактуально для промышленников и предпринимателей. Стремление реализовать на практике эту концепцию обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Непрерывное образование взрослых рассматривается сейчас как основной путь формирования адекватной современному обществу системы образования. Однако на этом пути немало невыясненных вопросов.
    • Образование уже давно вышло из «сферы услуг», и стало «базисом базиса» духовного и материального воспроизводства, т.е. основой и экономического, и социального развития, а наука обретает статус производительной силы и силы управления. Вот почему образование и наука, с учетом вызовов XXI века, есть высший приоритет стратегии развития России в XXI веке, ее системообразующий фактор и системное основание, вне которых все разговоры о модернизации, об инновационном развитии в России превращаются в демагогию. (А.И. Субетто «Образование как системообразующий фактор стратегии развития России в XXI веке»).


      Источник: по материалам книги А.В. Соловова «Электронное обучение: проблематика, дидактика, технология»

      ГлавCправ. 2015

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011