13.02.2015
Ректор Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, доктор экономических наук, профессор Виктор Гришин в беседе с корреспондентом МИА «Россия сегодня» Юлией Осиповой высказал свое мнение по поводу оптимизации российского образования, повышения стоимости обучения и единой проверки знаний студентов.
Прежде всего, законодательные и исполнительные органы власти озабочены качеством образования. Сокращение вузов – вторичная задача, которая диктуется сложной демографической ситуацией: с 2004 года количество выпускников 11-х классов уменьшилось более чем в два раза. Количество же вузов ежегодно росло и только последние два года чуть сократилось. Разумеется, концепция всеобщей доступности высшего образования привлекательна для нашего населения. Но потом ребята выходят из вузов, не получив серьезного профессионального образования, что представляется мне гораздо более серьезной потерей, чем «всеобщая дипломированность».
Государство абсолютно право, когда говорит, что вузов слишком много, и некачественное образование должно уйти с рынка образовательных услуг, - считает Виктор Гришин. Как и в каком масштабе это будет происходить — время покажет. Важно, чтобы остались хорошие вузы и филиалы. Важно, чтобы они готовили квалифицированных и компетентных выпускников. Не менее важно, чтобы сами выпускники быстро находили себе работу.
Концепция развития образования до 2020 года написана не на пустом месте: она продолжает логику развития образовательных процессов прошлых лет, где заложено повышение качества образования, увеличение научных исследований в вузах, привлечение иностранных студентов, преподавателей, исследователей. Мне видится, что государство весьма системно и последовательно решает проблемы, стоящие сегодня перед нашим образованием.
- Но финансирование при этом урезается с 259 до 233 млрд руб… насколько это будет ощутимо для высшей школы?
— Денег всегда не хватает, особенно в условиях кризиса. Рубль упал в цене, что естественно скажется и на зарплатах, и на покупательской способности преподавателей. Однако президент в своих предвыборных программах обозначил тренд на повышение зарплаты преподавателей к 2018 году в два раза по отношению к средней зарплате по региону. Как этот тренд увязывается с сокращением финансирования образования? Никак.
Понятно, что кризис тяжело скажется на всех. Но я уверен, что инвестиции в человека — образование и здравоохранение — должны оставаться приоритетными для государства. Какое-то количество денег будет высвобождаться в результате сокращения вузов и процесса оптимизации, но они вряд ли позволят решить все проблемы высшей школы.
- Многих волнует вопрос, не поднимутся ли в связи с кризисом цены на обучение, как для абитуриетнов, так и для уже учащихся студентов.
— В связи с кризисом мы не подняли цены на образовательную деятельность. Если бы мы это сделали, были бы не правы ни в политическом, ни в экономическом плане. Наши договоры со студентами имеют фиксированную плату: с первого курса и до конца учебы цена не меняется. Мы даже не стали увеличивать плату за обучение тех студентов, которые были переведены из других вузов, например, из РГТЭУ (Российский государственный торгово-экономический университет был объединен с РЭУ им. Плеханова). Для нас они уже стали нашими студентами.
Что касается первокурсников, вопрос пока остается открытым. Мы будем отслеживать экономическую ситуацию в России, ситуацию на потребительском рынке. Нам важно адекватно поднимать зарплату преподавателям. В связи с этим, скорее всего, для студентов первого курса мы повысим плату за обучение, но не более чем на заложенный процент инфляции (5,5 проц на сегодняшний день).
- Летом в десятках вузах пройдет процедура независимой оценки знаний студентов. Разве внутривузовской системы оценки знаний недостаточно, чтобы судить о качестве образования?
— Такая оценка должна быть, хотя в западных вузах превалируют другие тенденции – каждый вуз имеет возможность выдавать собственный диплом. Но большинство европейских вузов в рамках рыночной либеральной экономики укрепили свои позиции с помощью собственных рейтингов, программ и преподавателей.
Российская же система оценки качества образования очень разношерстная: есть процедура аккредитации и лицензирования вузов, но полного представления о качестве знаний студентов она не дает. Между тем, пример ЕГЭ показал, что в едином образовательном пространстве должны быть единые стандарты качества.
Я думаю, здесь уместно говорить об экзаменах по фундаментальным дисциплинам. Дифференцированную же оценку может дать только сам рынок. В этом смысле важен регулярный мониторинг трудоустройства выпускников.
- На Съезде российских ректоров Дмитрий Ливанов заявил о том, что во многих вузах в ближайшее время могут исчезнуть аспирантуры и магистратуры. Не ударит ли это по науке в целом?
— Не думаю, что ударит. Большая часть вузов наукой не занимается. 90-е годы привели к тому, что основная масса талантливых исследователей из образования и науки ушли в банковское дело и энергетические отрасли. Сейчас тренд меняется, но науку формировать очень не просто.
Сегодня государство в рамках ограниченных ресурсов приняло свою стратегию, сформировав перечень вузов, которым выделяются дополнительные средства на развитие научно-исследовательского потенциала. Получается это или нет? Пока сказать сложно. Готовить молодого ученого нужно не менее 10-15 лет. Только время покажет, насколько верна стратегия отбора вузов.
- Следующий вопрос касался темы наиболее проблемных зоны системы высшего образования, которые могут в ближайшие годы могут оказать стагнационное воздействие на процесс модернизации.
Следует более высокими темпами развивать науку, решать инфраструктурные вопросы размещения зарубежных студентов в общежитиях, третья проблемная зона, общая для всех российских вузов, связана с государственным финансированием образования и поддержкой нашего присутствия за рубежом, - отметил Виктор Гришин.
- В стране наблюдается рост безработицы не смотря на то, что с каждым годом растет число обладателей дипломов о высшем образовании.
- Рост безработицы связан не только с вузовским выпуском, но прежде всего с развитием экономики. Диплом сейчас не играет такой роли, как раньше. Каждый руководитель старается понять, что стоит за плечами нанятого сотрудника. Огромное количество частных вузов готовили своих выпускников для пополнения класса безработных.
В этом интервью можно заметить много противоречий. Однако, право составить личное мнение оставляем за читателем.
Источник: РИА Новости
ГлавCправ. 2015