12.01.2015
Эксперты считают, что наступающий год станет годом усиленного анализа многих новшеств по совершенствованию отечественной системы образования с тем, чтобы лучшие остались в школьной практике, а неудачные канули в лету. Большое внимание будет уделено оптимизации критериев оценки «плодов» системы образования, будь то сдача и пересдача ЕГЭ в течение всего года, оценка выпускного сочинения или организация экзаменационных сессий в вузах.
За последние несколько лет система образования России претерпела многие изменения: принят закон об образовании, доработана система контроля и учета результатов школьного образования, все более совершенствуются контрольные экзамены в конце учебного года.
С 2015 года Рособрнадзор планирует переход на качественное обучение. В школах будут заключаться «эффективные контракты». (Эффективный договор предложен Правительством России в целях поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы). Эффективный контракт – это, прежде всего, трудовой договор с работником. В эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
От эффективности работы зависит и зарплата учителя. Президентская программа повышения качества образования и увеличения зарплаты должна работать более эффективно. Министр образования РФ на одном из журналистских съездов заявил, что главный приоритет государственного бюджета — это увеличение заработных плат для работников бюджетной сферы. Министр отметил, что сейчас зарплата учителя составляет 900 евро, а в ВУЗе получают на 20% больше.
Одной из самых привлекательных идей по способам повышения качества образования, по итогам недавнего конкурса, в Рособрнадзоре считают предложение лауреата конкурса «Учитель года-2014» Андрея Сиденко проводить устные экзамены и в качестве школьных выпускных, и в качестве вступительных в режиме онлайн, а их прием поручить преподавателям разных вузов. В Рособрнадзоре подчеркивают, что эта идея пока далека от немедленной реализации, но ее активно и всесторонне обсуждают. И если ее со временем примут, то ЕГЭ, возможно, станет ненужным.
Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение о создании Совета по открытому онлайн-образованию.
14 февраля выпускники прошлых лет впервые смогут пересдать ЕГЭ по русскому языку, не дожидаясь лета, а выпускники текущего – сдать географию, изучение которой закончилось в 10-м классе. Вот только такой возможностью в этом году воспользовались немногие. На «зимний» ЕГЭ по географии записались 188 человек, а по русскому языку – 917. Возможно, это из-за непривычности новой схемы. А возможно, из-за того, что сдать эти предметы будет можно и в привычные сроки.
В этом году впервые выпускники писали итоговое сочинение. Успешность в этом испытании дает допуск к другим экзаменам ЕГЭ. Неуспех не позволяет выпускникам сдавать даже математику и автоматически переносит претендентов на следующий год.
Всего работу писали 670 тыс. выпускников и еще 15 тыс. ребят с ограниченными возможностями написали изложение. 95,3% получили зачет, 4,7% - незачет. При этом подавляющее большинство (50%) выбрали тему войны. На втором месте рассуждения о том, чем сегодня живы люди – эту тему выбрали 20%. На большинство остальных тем пришлось по 10%, а творчество Лермонтова не выбрал практически никто. Есть о чем подумать школьным учителям русского языка и литературы.
Уже в ближайшую зимнюю сессию сразу 6 вузов в пилотном режиме организуют прием экзаменов не теми преподавателями, что учили студентов весь семестр, а другими педагогами того же вуза с привлечением старшекурсников. (В шестерку вошли Юридический университет им. Кутафина (Москва); Чеченский госуниверситет (Грозный); МФТИ; РОСНОУ (негосударственный вуз, Москва); Московский педагогический университет; Северо-Восточный федеральный университет (Якутск)). Заметьте, ни один питерский вуз в эксперимент не попал.
Если эксперимент удастся, вероятно, эта система вскоре придет и в другие вузы. В сущности, подобные мотивы были первичны, и при внедрении ЕГЭ в школы, сделать оценку знаний объективной через компьютеры и тестирование, уйти от роли личности преподавателя в оценке. Но совсем убрать «человеческий фактор» из образования, как школьного, так и вузовского, удастся нескоро.
В 2011 году Дмитрий Медведев, тогда президент России утверждал, что «ЕГЭ дает школьникам равные возможности поступить в вузы». Имелись в виду школьники городов и далеких мест, кому трудно выбраться из своего места проживания, кто не имеет возможности приехать на вступительные экзамены в столичные вузы. А на деле получилось другое «равенство возможностей». И сильные выпускники, и «середнячки» и просто отстающие, еле-еле набирающие минимальные баллы по ЕГЭ – буквально все могут поступать в вуз, и не в один, а в пять и ждать результата.
В результате появилось основание говорить о «девальвации российского образования». Образование все совершеннее, а образованность молодежи все ниже.
В 2016 году, в соответствии с указанием президента, минимум ЕГЭ для поступления в вуз будет повышен. Насколько именно, и по каким предметам, решается как раз сейчас в Рособрнадзоре и станет известно в январе после обсуждения этих предложений в Минобрнауки.
«Однако в 2015 году не будет повышен не только «школьный», но и «вузовский» минимальный порог единого госэкзамена», - заверяет замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев, - «все повышения были оглашены 1 сентября: по обществознанию – до 42 баллов, по иностранным языкам – до 22 и по математике с учетом введения двухуровневого экзамена – до 27». При этом всеобщего выбора выпускниками минимального, базового уровня можно не опасаться. В Приволжском федеральном округе, например, этот уровень сдачи ЕГЭ по математике на будущий год выбрали лишь 20% выпускников».
ГлавCправ. 2015