25.11.2014
Конкурентоспособность отечественного образования сегодня ставится в числе приоритетных задач развития страны, было заявлено на состоявшейся 15 ноября 2014 года в Президентской библиотеке Международной конференции «Интеллектуальные основания современного образования» с участием представителей Правительства России, ректоров ведущих вузов и экспертов образования.
В этом году исполнилось 290 лет со дня подписания Петром I Указа о создании Академического университета в городе Санкт-Петербурге, от которого ведет свою историю Санкт-Петербургский государственный университет.
Именно этой дате посвящалась конференция «Интеллектуальные основания современного образования», которая прошла 14-16 ноября в здании Президентской библиотеки в Санкт-Петербурге. Открывая работу конференции, ректор СПбГУ Николай Кропачев отметил сегодняшнюю позицию университета как места вовлечения неординарных личностей в учебный процесс и постоянного диалога студентов с преподавателями. Как позитивный момент в работе университета отмечена также максимальная загрузка аудиторий и лабораторий. «Качество, объем и доступность ресурсов за последние годы в университете так выросли, что соответствуют вузам первого десятка мировых рейтингов», – заявил Н. Кропачев.
Главная задача сегодня — и университета, и всего государства — быть едиными в достижении таких глобальных целей, как развитие естественных, точных, социальных и гуманитарных наук. Залог нашего успеха заключается в том, чтобы помочь студентам сформировать активную и самостоятельную гражданскую позицию, привлечь их к занятиям наукой.
Лейтмотивом выставки, которая также работала в это время в Президентской библиотеке, являлась идея, насколько важно воспитывать ярких личностей, и как это влияет на последующие поколения.
Особую мотивацию для зрителей, молодых людей и экспертов образования, как считают устроители выставки, формирует знакомство с целой галереей выдающихся выпускников Университета: от председателя Совета министров Петра Столыпина, окончившего в 1885 году физико-математический факультет тогда Санкт-Петербургского Императорского университета, до действующего Президента России Владимира Путина, выпускника юридического факультета 1975 года.
Санкт-Петербургский университет дал миру многих великих деятель культуры и искусства. Петербургский университет заканчивали такие мастера живописи, как Николай Ге, Николай Рерих, Михаил Врубель, великий композитор Михаил Глинка. Выпускницей философского факультета является Эдита Пьеха, а факультета прикладной математики – Борис Гребенщиков. Университет воспитал Сергея Дягилева и Сергея Юрского, учившихся на юридическом факультете, многих писателей и поэтов: Ивана Тургенева, Николая Некрасова, Николая Гумилева, Александра Блока, Осипа Мандельштама, Михаила Зощенко, Бориса Стругацкого. Основоположник отечественной школы фигурного катания, Олимпийский чемпион Николай Панин-Коломенкин учился на физико-математическом факультете, а чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов – на экономическом.
На пленарном заседании конференции заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец отметила, что современное образование должно делать ставку на интеллектуальные основы, которые дадут возможность выпускникам использовать знания в различных сферах деятельности.
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов сообщил конференции, что перед современным российским образованием стоит задача трансформировать «во многом механический переход на двухуровневую систему образования» в концептуальное решение задачи: предоставлению в бакалавриате, кроме профессиональных знаний, высокого уровня компетентности и социализации выпускников. «Выпускники должны также уметь применять знания в современных условиях», – подчеркнул министр.
В дискуссии по основным вопросам конференции приняли участие ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Владимир Мау, президент СПбГУ Людмила Вербицкая, декан факультета свободных искусств и наук университета Алексей Кудрин.
Одной из задач конференции была задача рассмотреть опыт современных практик либерального образования, которые успешно гармонизировали разновекторные культурные традиции в образовательном пространстве различных стран. В этой связи Алексей Кудрин подвел итоги шестилетнего сотрудничества Факультета свободных наук и искусств СПбГУ (Смольный) с Институтом либерального образования Барт-колледж (США) и назвал основные либеральные принципы такого образования перспективными в отношении всего российского образования.
На конференции «Интеллектуальные основания современного образования», обсудили роль междисциплинарных образовательных программ и научных исследований, а также перспективы развития основных принципов либерального образования в России.
Историческая справка
Что такое либеральное образование? В прошлом Свободного человека классической древности отличало от раба, прежде всего, умение свободно выражать свои мысли, участвовать в публичных дебатах, защищать свои права в суде, а также участие в общественной жизни города и государства, то есть активная гражданская позиция. Для этого необходимо было быть сведущим в грамматике, риторике, логике, математике, астрономии и музыке. В таком составе эти предметы и вошли в программы первых европейских университетов (Болонья, Падуя и др.). Позднее к этим «свободным наукам» прибавились древнегреческий язык, этика и история. Начиная с XVI века европейские университеты готовили общественных деятелей, юристов и врачей, военных и духовенство. В XIX веке мыслители Джон Генри Ньюмен, Томас Гексли и Фредерик Д. Морис определили либеральное образование как гуманитарное образование, в основе которого лежит широкое знание мировых культурных и научных ценностей. В 40-х годах XX века либеральное образование пришло в некоторый упадок. Во время Второй мировой войны и в период восстановления хозяйства Европы после нее, в образовании был сделан акцент на математику и инженерно-техническую подготовку специалистов, что привело к потере гуманитарными науками главенствующего положения в системе образования. В начале XXI века многие университеты и колледжи пересмотрели свои учебные планы, увеличили количество гуманитарных дисциплин в программах, поощряют междисциплинарные связи и, как следствие, более объемное образование, а преподавание в них проникнуто либеральным духом. Сейчас Американская ассоциация содействия развитию науки — (AAAS, The American Association for the Advancement of Science), которая среди целей своей работы имеет поддержку образования и науки на благо человечества, поддерживает восстановление либерального образования, основываясь на том, что «либеральное образование воспитывает граждан, открытых и свободных от провинциализма, догмы, предубеждения и идеологии. Эти люди осознают свое ценность и место в мире. Хорошо образованные люди способны думать самостоятельно, не бояться спорить и иметь собственное мнение».
Система оценок должна быть хорошо развита, и дипломы должны быть конвертируемыми. Мы живем в эпоху размывания границ, когда молодежь стремится к большей мобильности, а значит, современная система либерального образования должна гарантировать, что выпускники найдут себе применение и за пределами страны. Первый шаг к этому – внятная и ясная система критериев оценки знаний. |
Выступление основного докладчика конференции, экс-министра финансов, ныне декана факультета свободных наук и искусств СПбГУ Алексея Кудрина, было целиком посвящено концепции либерального образования, во всем мире известной как liberal arts.
Как сказал докладчик, традиция либерального образования до сих пор является одной главных в мире. Одной из самых главных особенностей этого образовательного принципа является индивидуальная образовательная программа для каждого студента. По мнению А.Кудрина, образование может считаться либеральным, только если студент может сам выбирать от 50 до 90% предметов. «Важно сделать так, чтобы это не приводило к разбросанности студента и снижению качества образования. Именно по этой причине у каждого студента должен быть куратор, научный руководитель, который поможет сформировать ту образовательную архитектуру, которая лучше всего раскроет его потенциал», - считает Кудрин.
Такое образование предполагает интерактивные педагогические технологии, знакомство с важнейшими философскими и литературными трудами в подлиннике, а не в переложении, а также обязательное совмещение обучения гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. «Эта позиция, что студенты должны обучаться одновременно естественным и гуманитарным дисциплинам встречает большое сопротивление. Сейчас мы обсуждаем с Министерством образования как превратить образовательный стандарт «гуманитарные науки и искусства» в «свободные науки и искусства». Только в этом варианте достигается полный эффект», - отметил Кудрин.
ГлавCправ. 2014