Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

18.11.2014

Есть ли будущее у классических университетов?

В Москве состоялся круглый стол Экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования при Комитете Госдумы по образованию по теме: «Законодательное и нормативное обеспечение развития и использования в национальных образовательных системах электронного и онлайн-обучения, открытых образовательных ресурсов, массовых открытых онлайн-курсов (MOOCs), Smart-образования и других электронных технологий и электронных ресурсов. Российский и зарубежный опыт».


Председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов высказался о положении дистанционного образования в нашей стране: «С дистанционным обучением в России изначально возникли некоторые проблемы, которые до сих пор заставляют многих с осторожностью к нему относиться. В целом ряде вузов «дистанционное обучение» порой скрывало отсутствие образовательного процесса, то есть была ссылка на то, что все студенты учатся дистанционно, а на самом деле эти вузы просто занимались выдачей дипломов. Такой образовательный процесс практически ничего не стоил или стоил небольших денег. Мой опыт работы в МГУ на факультете государственного управления, где я являюсь деканом, говорит о том, что на самом деле качественное дистанционное образование стоит гораздо дороже, чем обучение обычное, потому что оно требует серьёзной индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом через электронные ресурсы. Для полноценного обучения требуется больше усилий со стороны профессора, больше индивидуальной работы со студентом, общения с ним, чтобы действительно иметь возможность контролировать все учебные процессы. С другой стороны, предвзятость, которая возникла в отношении дистанционного обучения, не позволяет полноценно развиваться тем программам и вузам, которые дают такое образование на очень хорошем уровне. К ним, к сожалению, предъявляются те же требования, что и к стандартным учебным заведениям, например, по количеству площадей, которые университет должен иметь на одного студента. Ясно, что, если в вузе развит дистант, то количество площадей не играет большой роли, поэтому за это подвергать такие вузы санкциям будет неправильным шагом.

В. Никонов отметил, что «образование глобально и современный мир – это мир образованных людей, которым принадлежит будущее, мир людей, которые хотят учиться постоянно. Но для этого не всем нужно вновь садиться за парты, всегда должна быть возможность обучаться в дистанционном режиме».

Президент Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE), ректор Университета Тербука Тиан Беловати поделилась опытом развития дистанционного обучения в Индонезии. Она отметила, что к дистанционному обучению в её стране сначала относились как к второсортному. Понадобилось много времени убедить и правительство, и парламент страны принять законодательные акты, чтобы к дистанционному обучению стали относиться, как к интегральной части национальной образовательной системы. Это открыло доступ к получению высшего образования широким слоям населения страны, где экономический уровень развития пока ещё не очень высок.

Генеральный секретарь ICDE Гард Титлстад в своём выступлении акцентировал внимание на необходимости решения двух важнейших задач. Первая – доступность дистанционного обучения для всех желающих. Вторая – качество образования. «Сами по себе технологии не смогут обеспечить качество. Нужно, чтобы преподаватели имели соответствующие компетенции, чтобы достигнуть этого качества» – отметил он.

Куратор Экспертного совета по информационным технологиям при Комитете Госдумы по образованию Олег Смолин в своём выступлении обратил внимание, что те вузы, которые собираются реализовать программы исключительно через дистанционное обучение должны создать необходимую электронную информационно-образовательную среду в полном объеме, чтобы возможности всякого рода халтуры были исключены. С другой стороны, с этих вузов необходимо снять целый ряд ограничений, которые существуют в России для других учебных заведений. В рекомендациях парламентских слушаний, которые были приняты Комитетом по образованию 19 мая 2014 года, фиксируются положения о том, что особенности реализации образовательных программ с помощью дистанционного обучения должны быть учтены при лицензировании, аккредитации, мониторинге вузов. «Мы полагаем, – заключил О. Смолин, – что российские вузы, занимающиеся дистанционным обучением должны получить те же права и возможности, которые имеют зарубежные вузы, занимающиеся аналогичным направлением».

Президент Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко в своём выступлении сказал, что прогресс технологий намного опередил развитие дидактики. Сейчас мало кто представляет, какими методиками в новых условиях вести образовательный процесс. «Мы видим, что роль преподавателя, как носителя знаний, уже утеряна, – отметил М. Карпенко – знания можно получить и без наставника. Сегодня должны претерпеть изменения очень многие наши сложившиеся представления. В частности, мы полагаем, что высшее образование надо делить на два типа – образование массовое и образование в исследовательских университетах, где готовят учёных. Мы не верим в то, что будут смешанные системы образования. Как невозможны смешанные системы, скажем, лошади и автомобиля, так невозможны смешанные системы традиционных кампусных технологий и онлайнового обучения».

Радикальным было выступление руководителя одной из программ Агентства стратегических инициатив Ивана Дементьева, который на дискуссии заявил, что электронное образование так быстро развивается во всём мире, что скоро классические университеты исчезнут за ненадобностью.

«Поэтому всю ситуацию с развитием онлайн-обучения я бы не рассматривал как некоторую надстройку над системой образования классическим, принципиально,» – заявил И. Дементьев. Сразу же вспомнился фильм «Москва слезам не верит», где один из героев говорит: «Телевидению принадлежит будущее. Не будет ни газет, ни книг, ни кино, ни театров, а будет одно сплошное телевидение».

Подводя итоги круглого стола, председатель Экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования Комитета Госдумы по образованию, научный руководитель МЭСИ Владимир Тихомиров сказал: «Пока в мире нет примеров гибели университетов от онлайн-обучения. Для России, тем более, этот вопрос не так уж актуален, университеты у нас погибают почти каждый день, но совершенно по другим причинам. Мне бы хотелось сказать следующее: мы наблюдаем и изучаем опыт развития электронного обучения в очень многих странах. Сейчас в мире констатируется как бы абсолютный факт, что нарастает объем создания новых знаний и констатируется также факт, что отстает освоение этих знаний. Разрыв между созданием и использованием продолжает нарастать. Здесь формируется основная претензия к национальным образовательным системам, что они не готовят в достаточной степени людей способных осваивать новые знания. Из моих наблюдений выводы следующие: классическими методами обучения, какие бы распрекрасные они не были, нельзя подготовить специалиста с высшим образованием, способного работать в этом море знаний, создавать знания, использовать знания, обобщать знания. Чтобы этого достичь, нужно сделать серьёзный и качественный переход. Людей надо учить не только информатике, надо учить с помощью информатики всему и вся, начиная с детского сада, школы и, конечно, в вузе. Более того, сегодня нельзя подготовить инженера без онлайн-обучения. Инженер, подготовленный классическими методами, не сможет конструировать новые изделия и, уж тем более, не сможет участвовать в сервисе… И здесь Россию подстерегает колоссальнейшая опасность – опоздать. Опоздание с развитием электронного обучения заведомо ведёт к продуцированию неконкурентоспособной рабочей силы с высшим образованием, неэффективной и неконкурентоспособной экономике, это гарантированно ведёт Россию к стагнации».


Источник: пресс-служба Комитета Государственной Думы по образованию.

ГлавCправ. 2014

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011