30.10.2019
До недавнего времени в России существовала всего одна ступень высшего образования – дипломированный специалист. Отучившись бесплатно 5 или 6 лет, мы спокойно ставили плюсик в графе «высшее образование» без каких-либо дополнительных градаций. Сегодня ситуация изменилась, и с сентября 2011 года все российские вузы перешли на так называемую двухуровневую систему обучения студентов «бакалавриат-магистратура».
Кем считаемся теперь мы, дипломированные специалисты, кто такие бакалавры, и кого теперь еще будут называть магистрами, кроме знаменитых игроков телеигры «Что? Где? Когда?» и предводителя джедаев?
Слово «магистр» латинского происхождения и потому имеет древние корни. Оно означает «наставник», «учитель», «руководитель». В русском переводе слово «магистр» обозначает «мастер своего дела». От этого слова образован, например, музыковедческий термин «маэстро», что значит большой мастер, признанный специалист в области музыки.
В Древнем Риме слово «магистр» обозначало важное должностное лицо и соответствовало более чем пятидесяти должностям. Так, должность капитана корабля именовалась «магистр-навис», должность военачальника – «магистр всадников». Было в Римском государстве и особое название «магистр-попули», что означало «учитель народа», в смысле «диктатор». В Византии магистр – высший титул служебной знати, который могли носить только самые важные люди в этом государстве.
В Средние века «магистр» – это особое звание, которое носил учитель «семи свободных искусств» (грамматика, логика (или диалектика), риторика, геометрия, арифметика, астрономия и музыка) звание было столь почетно, что им награждали глав светских и церковных учреждений, а главы Тевтонского ордена, ордена госпитальеров и ордена тамплиеров имели титул «Великий магистр».
В России ученая степень магистра наряду с учеными степенями кандидата (не путать с современной степенью кандидата наук) и доктора наук была введена специальным указом Александра I «Об устройстве училищ» в январе 1803 года. На всех университетских факультетах, кроме медицинского. Магистры наук получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, заведовать кафедрой, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане, словом, степень магистра имела весьма высокий научный статус.
Значения слов «бакалавр» и «магистр» понимают не везде одинаково. Например‚ во Франции и Испании степень бакалавра присваивают выпускнику полной средней школы. В отдельных странах магистр сродни российскому профессору. |
В современной России магистерские программы начали создаваться в начале нулевых годов. Это было отражением общемировой тенденции, направленной на унификацию программ и дипломов высшего образования. Собравшиеся в 1999 году в Болонье министры образования 29 стран подписали декларацию о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр–магистр. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.
Какова разница между специалистами и магистрами? Первых готовят для профессиональной работы‚ вторых‚ как правило‚ для научной деятельности. Диплом бакалавра дает его обладателю право изменить направление обучения.
У специалистов все просто: пять лет учебы‚ диплом‚ аспирантура (по желанию) и работа по выбранной профессии. Бакалавры получают сертификат об окончании общего образования чуть раньше. Все зависит от того‚ где вы учились: выпускники колледжей‚ лицеев станут обладателями степени спустя три года‚ вчерашние школьники — через четыре. Далее можно продолжить грызть гранит науки в магистратуре. Два года — и заветная корочка в ваших руках! Кстати‚ прием в магистратуру происходит на конкурсной основе. Так что удачный билет вытащат лишь четверть бакалавров.
Программа подготовки специалистов и бакалавров одинакова только на первых двух курсах. Начиная с третьего года их учебные планы расходятся. В результате бакалавры получают базовые‚ широкопрофильные знания‚ а специалисты приобретают узкую специализацию и практические навыки. Магистранты нацелены на научную работу. Дополнительные два года учебы позволят им углубить знания в определенной области и выйти из стен института экспертами в определенной области науки.
В России в магистратуру имеют право поступать лица, имеющие диплом бакалавров или специалиста. Срок программы для получения степени магистра на дневном отделении – два года. Направление первоначально полученного образования для поступления в магистратуру значения не имеет. Возможность сменить направление обучения и овладеть новой специальностью является одним из ключевых преимуществ системы «4+2» (бакалавриат+магистратура). Но нудно давать адкватную оценку своим знаниям, так как при поступлении необходимо будет сдать профильный экзамен по специальности, уровень требований которого соответствует выпускному бакалаврскому экзамену по соответствующему направлению подготовки. Учиться в магистратуре можно на бюджетной и на контрактной основе. Претендовать на бюджетное место могут те, кто набрал максимальное количество баллов по конкурсу или победил в специальных олимпиадах.
В некоторых вузах для поступления на бюджетное отделение проходит также конкурс портфолио. В зависимости от конкретной магистерской программы в состав портфолио могут входить дипломы, сертификаты, подтверждающие участие или победу в научных состязаниях, научные статьи, рекомендации специалистов, творческие работы и прочие документы, свидетельствующие об успехах в научной среде.
Источник: ГлавCправ