31.05.2013
«В последнее время мехатроника и робототехника стали весьма популярными среди школьников. Многие из них занимаются в домах детского и юношеского творчества, и это очень хорошо. Однако я хотел бы обратить внимание на одну, на мой взгляд, опасную тенденцию. Назову ее формированием облегченного восприятия научно-технического творчества. У современного молодого человека возникает ощущение, что создание новой техники — это модульная сборка (на базе детских конструкторов) какого-либо объекта и программирование его функций. Такой подход создает искаженное представление о сути инженерной деятельности», — рассказывает Сергей Стажков, профессор, доктор технических наук, директор Международного научно-образовательного центра БГТУ-ФЕСТО «Синергия». ГлавСправ беседует с профессором о том, где и как сегодня учат создателей роботов в России?
— Облегченный подход в любом деле может дать отрицательный результат, а в нашем тем более, — продолжает Сергей Михайлович. — На самом деле в мехатронике не все так просто. И детям нужно показывать не только, как интересно что-то сделать из конструктора и заставить это что-то двигаться. Нужно показывать, какие проблемы и задачи стоят в этой области знаний, какие сложные технические проблемы существуют. На базе нашего центра мы формируем у школьников и студентов совсем другой современный профессиональный подход к освоению инженерных знаний и компетенций. Делаем это, в частности, в рамках отечественных и зарубежных практик.
Проект образовательного центра БГТУ-ФЕСТО стал возможным благодаря многолетнему сотрудничеству Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д. Ф. Устинова и концерна FESTO — европейского лидера по созданию элементной базы для автоматизированных систем.
Наша страна остро нуждается в повышении производительности труда и качества производимой продукции. Одним из путей решения этих задач является автоматизация промышленных производств. Отсутствие традиций в области создания высококачественных и сравнительно недорогих элементов автоматизированных систем для объектов общегражданского применения приводит к необходимости международной интеграции с ведущими европейскими и мировыми концернами как в области использования их продукции, так и подготовки высококвалифицированных кадров для создания и эксплуатации отечественных автоматизированных объектов.
Наша страна остро нуждается в повышении производительности труда и качества производимой продукции. Одно из решений этих задач — автоматизация промышленных производств. |
В 2005 году между БГТУ «Военмех» и концерном FESTO был подписан договор о подготовке специалистов, бакалавров и магистров по направлениям «Мехатроника», «Автоматизация технологических процессов и производств» на дидактическом оборудовании фирмы. Компания вложила свыше полумиллиона евро в материально-техническую базу центра, понимая, что таким образом серьезным образом укрепит свои позиции на российском рынке. В лабораториях университета были установлены уникальные учебные стенды. Совместные активные усилия университета и концерна привели к тому, что в феврале 2005 года было заключено рамочное соглашение, а уже в сентябре набрана первая группа студентов. В 2010 году состоялся первый выпуск высококлассных специалистов.
— Чем отличается обучение в центре от обучения на других факультетах вуза?
— Прежде всего, это обучение на уникальном оборудовании. На стендах используются элементы и узлы, применяемые в автоматизированных системах. Учебные планы содержат не только базовые и специализированные инженерные дисциплины, но дисциплины, формирующие современные компетенции. Учитывая, что проект ориентирован на международное сотрудничество, большое внимание мы уделяем изучению иностранных языков, объем которых в разы превышает объем, предлагаемый образовательным стандартом, а также блоку базовых экономико-управленческих дисциплин.
На каждом курсе в центре обучается примерно 20, а всего около 100 студентов. Это элитное обучение, основанное практически на индивидуальном подходе. По окончании обучения выпускники получают диплом БГТУ и сертификат фирмы FESTO.
Поступить к нам на бюджетную форму обучения непросто. Например, в прошлом году конкурс составил свыше 25 человек на место, а минимальный проходной балл ЕГЭ по трем дисциплинам — 240. Однако многие из тех, кто не поступил на бюджетные места, но имел баллы ЕГЭ, достаточные для поступления на другие факультеты БГТУ или даже в другие университеты, все же поступили к нам на внебюджетное обучение, потому что понимали: если уж платить, то платить надо за хорошее образование. Что касается соотношения бюджетных и контрактных студентов, то здесь важно сохранить баланс, иначе это может повредить качеству обучения.
Когда этот баланс выдержан, то хорошие студенты «тянут» за собой тех, кто при поступлении по разным причинам имел невысокий уровень подготовки. Очень часто студенты-контрактники на старших курсах учатся лучше и заинтересованнее некоторых бюджетников. К слову, в 2009 году на первом всероссийском фестивале «Робофест» в Москве команда студентов нашего центра заняла первые места практически по всем номинациям и в итоге завоевала суперприз, причем в этой команде половина участников была из контрактных студентов.
Когда баланс между бюджетными и контрактными студентами выдержан, то ребята с хорошей успеваемостью «тянут» за собой тех, кто при поступлении имел невысокий уровень подготовки. |
— Что именно удалось получить центру от своего бизнес-партнера?
— В настоящее время в центре учебный процесс ведется в четырех специализированных лабораториях. По исполнительным элементам мехатроника делится на три основных направления: мехатронные системы на базе электропривода, пневмопривода и гидропривода. И по всем направлениям у нас есть лаборатории. На старших курсах студенты интегрируют свои знания на стендах лаборатории мехатроники. Здесь ребята самостоятельно моделируют различные технологические процессы.
— Где работают выпускники центра? Есть ли у них перспективы в России и за рубежом?
— Промышленность проявляет очень большой интерес к нашим выпускникам. Немалую роль в этом играет и то, что студенты центра проходят практику на профильных предприятиях Санкт-Петербурга и практически все на старших курсах уже начинают на них работать в режиме неполного рабочего дня. Выпускники нас радуют: мы получаем хорошие отзывы о них.
Представители предприятий, кстати, всегда присутствуют на защитах дипломных работ студентов нашего центра. Мы проводим защиты в режиме онлайн, и их могут увидеть наши партнеры из аналогичных центров вузов, объединенных в межвузовский проект «Синергия». Открытые защиты — это серьезный стимулирующий фактор для наших выпускников. Качество работ повышается, выпускники ответственнее относятся к своим проектам. Есть примеры защиты дипломов на иностранном языке: в прошлом году две выпускницы нашей магистратуры Т. Иванова и А. Манаева блестяще защитили магистерские диссертации на английском языке.
В рамках международного партнерства мы выстраиваем плодотворные отношения с иностранными компаниями. Конечно, в первую очередь с FESTO. Три наших выпускника работают в компании уже в качестве постоянных сотрудников, а еще одна группа выпускников создала малое предприятие, которое получает и выполняет полноценные заказы. В этом случае наш центр выступил в роли бизнес-инкубатора инженерной компании.
Но даже если выпускники не будут работать на предприятиях с тем же оборудованием, на каком обучались, их преимущества перед остальными молодыми специалистами остаются неоспоримыми. За время учебы они привыкают к высококлассному оборудованию, постигают современные принципы и подходы по профилю нашего университета, узнают, к каким стандартам надо стремиться.
— В самом начале вы сказали о зарубежной практике студентов. Что она собой представляет?
— Несколько лет назад президент очень известной и влиятельной Ассоциации специалистов в области автоматизации, мехатроники и робототехники DAAAM доктор Бранко Каталинич стал инициатором международной аспирантуры. Ряд вузов подписал соглашение, по которому ведущие преподаватели раз в год в рамках Симпозиума DAAAM читают лекции аспирантам. На одной из встреч с доктором Каталиничем мы договорились также об организации и проведении международной практики для студентов нашего центра в ведущих профильных вузах и предприятиях Вены. Задача, которую мы поставили перед собой, оказалась не из простых, поскольку в настоящее время вузы не имеют средств на организацию таких практик и стажировок. Пришлось подготовку и проведение практики осуществлять в инициативном порядке. В итоге, программа получилась насыщенной и очень интересной.
В программу вошли прослушивание лекций в Техническом университете Вены и специализированном университете «Техникум», посещение Венского музея техники, представительства концерна FESTO, участие в конференции молодых ученых. На зарубежную практику отправились 17 студентов 3, 4 и 5 курсов. Благодаря доктору Каталиничу, программа практики была полностью бесплатной. Студенты оплатили только транспортные расходы и проживание в хостеле. Стоимость аналогичных международных стажировок начинается от 3000 евро. Поэтому я считаю, что мы сделали очень полезное дело. Ребята вернулись из поездки с горящими глазами.
— Сергей Михайлович, зарубежная практика для студентов — это отличная идея! И, безусловно, она у вас такая не единственная. Расскажите, что планируете делать в рамках развития центра дальше?
— Как я уже сказал, кроме центра в БГТУ существуют еще несколько подобных: в Московском энергетическом институте (техническом университете) (такой центр первым организовал и многие годы возглавлял летчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Алексей Станиславович Елисеев), Омском техническом университете, Карагандинском техническом университете, Кыргызском техническом университете, Севастопольском национальном техническом университете, Венском университете «Техникум», Техническом университете г. Нови-Сад (Сербия). Подключается к нашему содружеству Дальневосточный федеральный университет. Со всеми университетами в рамках межвузовского проекта «Синергия» мы выстроили систему дистанционного образования. Наше объединение позволяет суммировать усилия всех участников и получать результат, как следует из названия проекта, намного превышающий простую арифметическую сумму. «Синергия» проводит взаимные лекции для магистрантов, лабораторных работы через удаленный доступ к оборудованию. Сейчас планируем создать базу онлайн-лекций для бакалавров.
Что касается дальнейших планов, то мы готовим к лицензированию магистерское направление подготовки «Управление и организация наукоемких производств». Специалистов с такими знаниями до сих пор не хватает нашей промышленности. Нужны инженеры с компетенциями руководителей наукоемких производств. К слову, мехатроника — единственное универсальное направление, готовящее инженеров широкого профиля, поскольку здесь взаимосвязаны такие инженерные области, как микропроцессорная техника, информационные технологии, исполнительные механизмы. Выпускник становится универсальным специалистом — кому, как ни ему возглавлять современные передовые производства?
Выпускник по профилю мехатроники становится универсальным специалистом – кому, как ни ему возглавлять современные передовые производства? |
Кроме того, планируем создать региональный ресурсный центр детского и юношеского творчества. Руководство университета обещало выделить под него специальное помещение. По задумке это будет современный центр инженерной профориентации школьников, занятия и проведение различных технических конкурсов в котором не только заинтересуют школьников в изучении мехатроники, но дадут им реальное представление о будущей профессии.
Отмечу также расширение двустороннего межвузовского сотрудничества по программам двойного диплома. Недавно мы заключили договоры с Севастопольским национальным университетом и Кыргызким государственным техническим университетом о реализации совместных образовательных проектов, предусматривающих обучение по два года в каждом университете. Мы думаем, что такие проекты вызовут большой интерес у студентов.
Беседовала Светлана Морозова
ГлавCправ. 2013