19.11.2012
Национальная безопасность страны напрямую зависит от подготовки квалифицированных кадров — уверены в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова. Ежегодно знаменитый оборонный университет устраивает дискуссии для образовательного и профессионального сообщества, чтобы в диалоге прийти к совместному решению проблем.
На этот раз круглый стол, состоявшийся 15 ноября, был посвящен вечному противостоянию «физиков» и «лириков». Точнее, преподаванию гуманитарных и экономических дисциплин в технических вузах. Так ли уж нужны будущим инженерам непрофильные предметы? Да и зачем инженерным вузам готовить, например, экономистов? Быть может, сокращение гуманитарных предметов в учебном плане позволит студентам-«технарям» лучше сосредоточиться на будущей профессии?
В дискуссии приняли участие: представители Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, БГТУ «Военмех» и других технических вузов России, а также работодателей от оборонно-промышленного комплекса.
В ходе обсуждения участники почти единогласно сошлись на том, что значение гуманитарно-экономической подготовки для инженера трудно переоценить. Общая эрудированность и фундаментальная гуманитарная подготовка не только не помешает будущему «созидателю», но и поможет мыслить нестандартно. Особенно настойчиво настаивали на таких компетенциях представители предприятий, принимающие молодых специалистов сразу после окончания вуза.
Афанасьев Павел Борисович, заместитель ген. директора по работе с персоналом и социальному развитию ОАО «КБСМ»:
«Инженеры сейчас обладают необходимой теоретической подготовкой в своих областях. Но они практически безграмотны, не эрудированны. Особенно острая ситуация с иностранными языками. Решение: целевая подготовка аспирантов — инженеров и экономистов — для предприятий».
Ильина Людмила Николаевна, директор учебного центра ОАО «Климов»:
«Сейчас руководители предприятий и начальники подразделений должны соответствовать ряду требований, которые раньше им не предъявлялись. Это и экономические знания, знания в области ценообразования, допустим, в области НИОКР, инвестиций. Предприятия вынуждены переучивать своих специалистов, руководителей, чтобы те получили такие компетенции. Мы проводим занятия бесплатно, во внерабочее время. Это английский язык, проектное управление, организация патентного дела. Все это — дополнительные затраты с нашей стороны.
Поэтому я могу с полной уверенностью поддержать такую точку зрения и считаю, что инженерам, несомненно, нужны экономические и гуманитарные знания,. Другое дело, что должен существовать баланс, т.е. предприятие должно решать самостоятельно, на какой вид специалистов он будет делать заказ. Мы однозначно готовы сотрудничать с вузами по этому направлению, в рамках программ повышения квалификации».
Другая сторона медали — инженерные знания для экономистов. Как подчеркивали почти все выступающие, управлять технологичным предприятием без базовой технической подготовки практически невозможно.
Барецкий Александр Геннадьевич, зам. директора по персоналу, Завод № 6, г. Екатеринбург
«Грамотным экономистам нужны знания в технической области — особенно это касается патентных организаций. Как он сможет подготовить план бюджета организации, если не знает элементарных тезисов? Иначе в современных условиях невозможно провести модернизацию производства. Кадры, которые сейчас приходят к нам на предприятие, не соответствуют его задачам и требованиям: очень низкий уровень базовой технической подготовки или даже полное его отсутствие.
Проблема очень актуальна, и надо найти баланс в том, сколько нужно экономического образования, сколько — технического. Но не стоит забывать и о том, что подготовка экономистов — долгая работа, и на этапе профориентации, и уже на производстве. Важно, чтобы они не уходили, а закреплялись на предприятии».
Разговор о нормах преподавания гуманитарных и технических дисциплин в вузах продолжили эксперты образовательного сообщества. В целом, они отметили необходимость фундаментальной подготовки для всех направлений и осудили отношение к высшему образованию как бизнесу. Раз уж у нас принято кивать на западные образцы, то нужно учесть, что в крупных зарубежных университетах теория прикладного образования постепенно теряет актуальность. На смену идеалу потребителя приходит учение о социально-полезной личности, ответственной перед обществом.
Акопова Мария Алексеевна, декан факультета иностранных языков СПбГПУ
«Не буду говорить о необходимости гуманитарных знаний для современных инженеров. Это абсолютно очевидно, поскольку 90% технической информации идет сегодня на английском языке. Также очевидно, что, если мы хотим производить инновационную продукцию, необходимы коммуникации для их продвижения. Сегодня ни промышленность, ни наука не способны развиваться без взаимодействия и информационных технологий.
Основная идеология современного образования — воспитание творческих, креативных людей, способных принимать нестандартные решения. И всем очевидно, что решение этой задачи невозможно без изучения гуманитарного цикла. Его сокращение принесет огромный вред нашему образованию.
Приведу пример: Массачусетский технологический университет, где при подготовке инженера гуманитарный цикл составляет до 60%. Там считают, что именно такая составляющая создает специалистов, готовых принимать нестандартные решения, учиться на протяжении всей жизни».
В целом, встреча получилась продуктивной и оживленной. Несмотря на высокий эмоциональный накал, особенно при обсуждении перспектив развития инженерных вузов, обе стороны — вузы и предприятия — нашли точки соприкосновения. Работодателям нужны качественные технические и экономические кадры с разнообразными компетенциями. А вузы готовы их выпускать, как в общем потоке, так и в рамках целевого приема.
По итогам круглого стола организаторы планируют составить резолюцию и все принятые тезисы довести до сведения Министерства по образованию.
Георгина Дмитриевна Невзорова, директор Института международного бизнеса и коммуникаций, декан факультета международного промышленного менеджмента и коммуникации БГТУ «Военмех», к. ф. н., профессор.
Сегодня состоялась встреча профессионалов, которые схожи в своих точках зрения на вопрос о гуманитарном образовании в технических вузах. Но была ли какая-то конфликтная точка зрения?
Конечно, была! Все согласны, что сегодняшний специалист должен владеть как инженерными компетенциями, так и знаниями в области экономики, языка, коммуникаций… Но каждый видит свой путь решения этой проблемы — и в этом конфликт.
Разные пути решения проблемы предполагают совершенно разные структуры, разные задачи, и разное развитие вузов. Например, усиление экономической составляющей инженерного образования. Конечно, мы обратим на это внимание. Но здесь есть свои проблемы: недостаточное внимание к этим моментам со стороны нашего министерства, ограничение учебных планов.
Второе решение этого вопроса: введение инженерной составляющей в образование экономистов и управленцев. Это совершенно другой путь. И здесь сложность состоит в том, куда пойдут работать такие выпускники. Экономист, который знает производство, в любом случае, будет искать себе применение на развивающихся производствах. А поскольку многие наши предприятия недавно были разрушены до нуля, то такие специалисты как экономисты, управленцы, менеджеры — нужны даже более квалифицированные.
Наши выпускники уже восстанавливали советскую промышленность с нуля после Второй Отечественной войны, в частности, Д.Ф. Устинов, чье имя мы строим. Такой опыт есть, и речь идет о том, чтобы его обобщить, адаптировать к новым условиям и использовать.
Смотрите фоторепортаж «Круглый стол в БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова» |
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова
ГлавCправ. 2012