27.10.2010
Санкт-Петербургская лесотехническая академия с гордостью носит свое название уже около 100 лет. Но это может измениться с новыми стандартами высших учебных заведений, которые будут введены после принятия законопроекта «Об образовании».
Своими планами по развитию академии и мнением об изменениях в статусе вузов и перспективах нового закона с корреспондентом «ГлавСправ» поделился Селиховкин Андрей Витимович, ректор Санкт-Петербургской Лесотехнической академии им. Кирова.
В проекте нового закона большое внимание уделено изменению статуса учебных заведений. Меня, конечно, в первую очередь, волнует ситуация с академиями. Наш вуз фактически соответствуем статусу университета по всем показателям. Но академия — это традиционное название, которое вуз носит почти 100 лет и, конечно, очень бы не хотелось его менять.
Тем не менее, когда появился проект закона «Об образовании», ученый совет Лесотехнической академии принял решение о том, что мы будем претендовать на новый статус. Вопрос о присвоении нового статуса будет рассматриваться на коллегии Рособрнадзора 9 декабря. В новом названии вуза будет сохранено «академия»: Санкт-Петербургская лесотехническая академия (университет).
Селиховкин А.В.: | «Ученый совет Лесотехнической академии принял решение о том, что мы будем претендовать на новый статус — Санкт-Петербургская лесотехническая академия (университет)». |
Если вернуться к закону, то, мне кажется, все поправки, которые надо сделать, уже предложены.
Гораздо больше меня волнует общая ситуация в системе образования, когда технические университеты и академии приравнены и даже понижены по сравнению с университетами гуманитарными по финансам и статусу. Фактически, это ликвидация технического образования. Если не будет государственного бюджетного финансирования на техническое образование: оснащение лабораторий, проведение практик — мы начнем отставать по подготовке технических специалистов.
Выпускник Лесохозяйственного факультета — это инженер лесного хозяйства или бакалавр и магистр лесного дела. По этому направлениию обучения проблемы есть, но они решаемы. Здесь традиционно и конкурс высокий, и ребята поступают с высокими баллами, и наука есть, и заказчик — Рослесхоз, в общем, это направление вполне благополучно.
Скоро в Лесотехнической академии открывается новый факультет «Ландшафтная архитектура». На нем будут обучать новой специальности: «Ландшафтная архитектура» по направлению «Лесное дело». Это направление Министерство образования открыло по инициативе наших специалистов.
И, наконец, третий успешный факультет — экономический.
Эти факультеты не испытывают трудностей, с которыми сталкиваются сугубо технологические факультеты. Здесь высокий конкурс на бюджетные места, много абитуриентов поступает на контрактное обучение. Эти профессии востребованы на рынке труда, выпускники успешно занимаются бизнесом, работают в государственных органах управления и в государственных организациях.
В последнее время также активно развивается направления деятельности, связанные с охраной природы, экологией, да и лесному хозяйству, несмотря на все трудности, сейчас уделяется много внимания. Об этом свидетельствуют встречи с президентом и с премьер-министром. Понятно, что эти специальности будут получать большее финансирование, станут более престижными и перспективными.
А вот технологические специалисты — ну, никому до них никакого дела нет! Более того, мы знаем, что абитуриенты предпочитают не учить физику, математику, химию и не поступать на те специальности, где учиться тяжело все пять лет. Зачем же мучиться? В средствах массовой информации, по телевидению вы не увидите рекламу технологических профессий…
Ребятам объясняем, что выпускник, например, факультета химической технологии и биотехнологии может претендовать на должность, где будет получать гораздо больше, чем в других областях. А факультет механических технологий древесины поставляет специалистов в мебельную промышленность. Там требуется много инженеров-технологов, и хорошие зарплаты…
Селиховкин А.В.: | Получается, что инженерно-технические специальности не нужны никому: ни вузу, ни бизнесу, ни государству. Это очень печально. |
Ярослав Иванович Кузьминов (ректор ГУ-ВШЭ — ред.) сказал примерно следующее: «Кто из вузов набирает выпускников с низким баллом ЕГЭ — остатки подбирают, поэтому такие вузы не нужны». И эта позиция фактически поддержана Министерством. Я.И. Кузьминов с сотрудниками из Высшей школы экономики составили соответствующий рейтинг вузов по результатам ЕГЭ. А у нас на 4 технологических факультета поступают ребята с периферии. Откуда у них будет высокий средний балл ЕГЭ? Но учатся они в академии прекрасно, потом из этих ребят получаются персональные стипендиаты, отличники, специалисты, вполне успешные в бизнесе, руководители крупнейших предприятий, «Северсталь», например.
Первая проблема: у ребят, которые поступают на инженерно-технические факультеты, низкий балл ЕГЭ. Значит, у всей академии будет низкий балл по ЕГЭ и, соответственно, низкий рейтинг. Второе — контрактных студентов туда набрать сложно. Третья проблема: нужны деньги на лаборатории, практику и все остальное. Получается, что для технического вуза технологические специальности самые невыгодные.
Бизнес не хочет вкладывать деньги в образование, он инертен и точечно набирает себе специалистов: «Когда будут проблемы, тогда и будем их решать». Бизнес решает проблемы сегодняшнего дня, а мы беспокоимся о будущем.
Максимум что удалось сделать — создать Лесную бизнес-школу, где реализуется дополнительное образование, переподготовка специалистов и т.д. Мы также создаем научно-образовательный комплекс «Лесной», кластерное объединение в этом заинтересовано. Но дело движется медленно, нужна целевая поддержка государства, а без этого вопросы решать сложно.
Поэтому получается, что инженерно-технические специальности не нужны никому: ни вузу, ни бизнесу, ни государству. Это очень печально.
Лесотехническая академия первой приняла двухуровневое образование. С 1993 года мы были в первой пятерке вузов, которые ввели бакалавриат и магистратуру. На сегодняшний день мы с уверенностью смотрим в будущее и планируем полный переход на двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратуру. Опыт у нас большой, по всем специальностям, по всем факультетам.
Вопрос в том, кто такой бакалавр, и какую должность он должен найти себе на работе. Как его уровень образования будет соответствовать должностным инструкциям на предприятии? Не понятно также, какие позиции бакалавр сможет занимать в управленческих структурах. Выяснять это у работодателя — не наша функция. Образование можно дать очень приличное. Мы выпустили уже много бакалавров, большинство из них, конечно, заканчивает специалитет или поступает в магистратуру. Все-таки они предпочитают доучиваться. Или определяются с дальнейшей траекторией: работать по основной специальности или уходить куда-то.
Я затронул эту тему на встрече с Владимиром Путиным 9 сентября, отвечая на его вопрос о перспективах, в том числе и международного образования, и сотрудничества с Финляндией. На встрече с Дмитрием Медведевым также была возможность сказать о проблемах лесных вузов. Нас осталось немного, несколько вузов мы уже фактически потеряли, и только в Лесотехнической академии остался полный набор специальностей для лесного бизнеса. Мы — единственный вуз в стране, который готовит специалистов для всего лесного комплекса. Будем ли мы это делать завтра, вот в чем вопрос.
Это меня волнует больше всего. Новый закон «Об образовании» на эти вопросы никак не отвечает. Более того, выводы после знакомства с этим законопроектом следующие: технологические вузы, готовящие специалистов для отрасли, не нужны. В законе записано, что будут колледжи для бакалавриата, и будут университеты, которые готовят магистров. А где мы будем готовить специалистов: инженеров, технологов — непонятно. В последних принятых решениях показано, что финансирование вузовской системы будет распределяться в соответствии с рейтингом и со статусом.
Селиховкин А.В.: |
Что же будет с академиями?
Закон «Об образовании» не отвечает на этот вопрос. Более того, закон «Об образовании» не имеет никакого отношения к основной проблеме образования. |
Что же будет с академиями?
Закон «Об образовании» не отвечает на этот вопрос. Более того, закон «Об образовании» не имеет никакого отношения к основной проблеме
образования. Вопрос о том, как назвать вуз, является вторичным. Основная проблема: что собой представляет вуз, как оценить его деятельность
и надо ли его финансово поддерживать.
На сегодняшний день нет ни объективных критериев, ни объективных подходов к решению этого вопроса. Существует «клуб 39 вузов». Называется это Ассоциация ведущих вузов России, основанная на учредительной конференции 1 июня 2010 года. Туда вошли Московский и Петербургский госуниверситеты, федеральные и национальные научно-исследовательские университеты — элитные структуры, которые будут получать финансирование. Так я понимаю эти действия.
Поэтому судьба Лесотехнической академии, и в особенности ее технологических факультетов, наших основных специальностей, предрешена. Вуз, фактически единственный в стране: с традициями, опытом, с дееспособными и живыми научными коллективами — оказывается в очень трудном положении. И это меня чрезвычайно волнует.
Можно, конечно, все закрыть. Не будет денег — деваться будет некуда. А бизнес будет брать бакалавров и доучивать у себя на предприятиях. К этому мы и идем. Примерно через год мы узнаем, что случится со всей системой подготовки специалистов, магистров и бакалавров и где они будут находить себе место.
Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия им. С.М. Кирова
ГлавСправ 2010.