19.11.2010
По словам Владимира Николаевича Васильева, ректора Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики, структура высшего профессионального образования выстраивается в некую иерархическую систему. ГлавСправ попросил эксперта проанализировать получившуюся «пирамиду» вузов.
В России с 2009 года существует два национальных университета особого статуса: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Национальные университеты имеют отдельные законодательства, и для них действует отдельный закон. Это признанные лидеры, которые должны держать высокую планку и стать вершиной национальной системы профессиональной подготовки.
Согласно ФЗ от 21 октября 2009 года «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» эти вузы являются федеральными государственными бюджетными учреждениями. Ректоры вузов назначаются и освобождаются от должности только указом Президента РФ. Главным отличием в статусе МГУ и СПбГУ является то, что они получили право реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. Вузы особого статуса также устанавливают собственные вступительные испытания и выдают дипломы собственного образца. |
Следующий уровень — это федеральные университеты, которые решают задачи межрегиональной подготовки кадров. Чтобы чтобы ребята из регионов могли получить качественное образование, не уезжая в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города. Условно говоря, укрупнение высших учебных заведений в рамках одного федерального округа призвано решать его насущные задачи.
Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного
национального проекта на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске.
21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном,
Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах".
|
Вероятно, откроется еще несколько федеральных университетов, например, в Калининграде как анклаве России, который заслуживает пристального государственного внимания. А с открытием нового Северо-Кавказского округа откроется федеральный университет на базе ставропольского Северо-Кавказского государственного технического университета.
Следующий по порядку, но не по значимости, уровень — научно-исследовательские университеты. В Российской Федерации всего 29 вузов решают задачи подготовки кадров не только для своего города и региона, но для других субъектов федерации, входящих в тот или иной федеральный округ.
Конкурс на статус национально-исследовательских университетов был объявлен Минобрнауки в 2009 году. Целью стало выявление вузов,
которые соответствуют новым повышенным требованиям и способны стать так называемыми «локомотивами» научных исследований.
Статус НИУ присваивается на десять лет, в течение которых университеты получают право на разработку собственных образовательных стандартов. Затем категории будут пересматриваться — если не будет претензий к выполнению программ, их оставят. Государство обеспечивает 20-25% финансирование образовательных программ НИУ из внебюджетных средств. Объем ежегодных выплат составляет 400 млн. рублей, но только первые пять лет. |
Национальные исследовательские университеты призваны выполнять функцию подготовки кадров на базе проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологии, которые определяются президентом РФ в соответствии постановлениям. Это те направления, по которым Российская Федерация пытается сохранить приоритет или хотела бы стать лидером.
Очевидно, что в основном государственные интересы были сосредоточены на технических университетах и совсем немного таких профильных, как, к примеру, медицинские. Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова, Высшая школа экономики — вот те немногие вузы, которые стали национальными исследовательскими в естественно-научных отраслях.
Региональный принцип, безусловно, тоже учитывался. Нельзя было допустить, чтобы все национальные исследовательские университеты были сосредоточены в Москве и Петербурге.
В Санкт-Петербурге национальными исследовательскими являются: Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) и Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий (ИТМО). Причем наш университет сосредоточился в области информационных и оптических технологий.
По задумке реформаторов российской Высшей школы, в России останутся только «университет» и «институт». Причем университетов должно быть всего около 100-150. Остальные вузы перейдут в ранг «институтов». Слово «академия» в законе и вовсе не упоминается.
Конечно, это «трясет» Высшую школу. В хорошем смысле или плохом — время покажет... Если в 90-е годы институты по своему разумению записывались в академии и университеты, то сейчас к статусам будут предъявляться более жесткие требования.
Другое важное требование: университеты должны быть не только образовательными центрами, в них на высочайшем уровне должны проводиться научные исследования. Это не будет серьезным препятствием для вузов, которые были ведущими еще при Советском Союзе.
Появился и третий, очень важный компонент — связь с экономикой или так называемая «инновационная деятельность». Это непосредственное взаимодействие с экономикой, т.к. научные исследования и разработки, а также подготовка кадров, должны быть коммерциализированными. Это веяния новой системы, когда обучение в вузе — не просто получение образования или проведение научных исследований. Образование должно быть на пользу экономике и сам специалист должен быть «заточен» на современные реалии. Таким образом, абсолютно меняется подход к тому времени, которое студент проводит в университетских стенах.
Называйте как угодно: интернационализация, глобализация... Поскольку Высшая школа России не может быть изолирована от образовательного пространства Европы и всего мира. И сравнивать себя мы должны именно с ведущими мировыми университетами.
Средство участвовать в глобализации образовательного пространства одно — взаимное проникновение, прежде всего, мобильность студентов и преподавателей… Причем это не только стажировки или международные конференции, а также приглашение к себе ведущих ученых, которые бы работали в российском университете не менее 4 месяцев, (ГУ ВШЭ пригласили к себе Нобелевского лауреата по социологии Рональда Инглхарта). Если к нам будут приезжать преподаватели с таким именем, научная и образовательная капитализация высших учебных заведений, безусловно, будет подниматься, а уровень вузов — расти. Потому глобализация или интернационализация высшего образования сегодня является актуальным вопросом.
Пока ИТМО, наверное, единственный университет, прошедший институциональную проверку со стороны Ассоциации европейских университетов С Нового 2011 года в СПбГУ ИТМО будут работать двое зарубежных ученых. Это Юрий Кившар (русский ученый, профессор из национального университета Австралии), который будет работать в области метаматериалов; и ученый из университета Амстердама Петер Слот (IT-технологии и вычислительные системы), работы которого связаны с высокоэффективным программированием.
Двое ученых приедут работать в Санкт-Петербургский государственный университет, еще двое — в Политехнический. Всего из 40 приглашенных в российские университеты шестеро останутся в питерских университетах. Считаю, что результат для питерских вузов хороший, обычно мы держим 10-12% всего научного потенциала в Российской Федерации.
Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
ГлавСправ 2010