Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

20.03.2012

Роль, место и миссия университета в формировании инновационной экономики России

Доклад президента Международной академии наук высшей школы, профессора В.Е. Шукшунова на XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения)».

Главной задачей сейчас является переход экономики России на инновационный путь развития. Естественно, встает вопрос: что является тем главным звеном, которое может сыграть в процессе преобразования экономики главенствующую роль? Не вызывает сомнений, что это образование и, прежде всего, — университеты.

Мой доклад посвящен именно тому, какое место отводится университетам в развитии страны, какова их миссия в этом процессе.

В мире наступило осознание того, что в экономических успехах любого государства большую роль играет образованность нации, а именно, — квалифицированная рабочая сила. Это привело к переоценке роли образования в целом и университетов, в частности, для экономики.

Такое осознание вызвано тем, что наиболее объективным фактором производства становится человеческий капитал. Традиционные факторы производства: земля, сырье, финансово-промышленный капитал — играют большую роль, но они исчерпаемы. Практически неиссякаемым остается только человеческий капитал, выраженный в знаниях, умениях, навыках, духовности, нравственности людей.

Наиболее объективным фактором производства становится человеческий капитал.

Думаю, это имел в виду бывший президент США Дж. Буш старший, когда в своем докладе Конгрессу США в 1994 году говорил: «В течение всей истории мы считали ресурсами почву и камни, земли и воды, скрытые в земле богатства. Сейчас наши основные ресурсы находятся в нас самих — это объем человеческой мысли, изобретательность. Если мы хотим, чтобы Америка была конкурентоспособной в XXI веке, мы должны взять на себя ответственность за образование».

Новый век становится триумфальным для университетов. Почему? Потому что никогда еще не было такой тесной связи между знаниями и могуществом страны, ее экономикой и обороной.

Университет XXI века — что это такое?

На мой взгляд, это университет, выпускники которого отвечают одновременно требованиям и общества, и работодателей. Он способен повышать образованность нации, ее интеллектуальный, творческий, духовный и культурный потенциал. Такой университет способен готовить специалистов для инновационной экономики.

Университет должен осуществлять не только фундаментальные, но и прикладные научные исследования. В свое время Гумбольд предложил принцип, по которому сейчас следует работать всем университетам: «Исследуй, обучая. Обучай, исследуя». Университет — это и традиционное образование, и полный инновационный цикл… Он решает одновременно три крупные задачи: образовательную, научную и инновационную, которая направлена на социально-экономическое развитие региона.

Университет XXI века способен готовить специалистов для инновационной экономики.

В результате того, что в 90-х годах произошел разрыв связей между образованием, экономикой и социальной сферой, за последние 20 лет количество студентов, обучающихся в вузах страны сильно увеличилось, а на предприятиях, в конструкторских бюро нет специалистов. Это говорит о том, что у нас образование и наука стоят по одну сторону, а экономика и производство — по другую. Они идут параллельными путями, почти не пересекаясь, не обогащаясь взаимно и не влияя на работу друг друга.

Эту проблему необходимо решать сейчас, если мы хотим создать университет для решения проблем инновационной экономики. Современный университет — это активный, многоаспектный и эффективно действующий институт общества.

Конечными продуктами деятельности современного университета являются: человеческий капитал, квалифицированная рабочая сила, новые знания, технологии, учебная, научная и педагогическая информация, с помощью которой он влияет на социальные институты общества и удовлетворяет широкий круг потребностей работодателя.

Созданные институты и потребители продуктов их деятельности, в свою очередь, влияют на деятельность университета, осуществляют «обратную связь» и способствуют развитию университетов, удовлетворяющих потребностям общества и страны.

Вся многогранная и многоаспектная современная деятельность университета строится на особо прочном университетском базисе — это фундаментальные научные исследования, которые как кровь питают все подразделения университета. Однако в современных условиях в университете должна осуществляться не только научная и образовательная, но и инновационная деятельность в научно-технической сфере, то есть получение новшеств и их внедрение.

Инновационная деятельность университета — это эффективный механизм влияния на науку, экономику и социальную сферу региона, в котором он расположен.

Направление влияния современного университета характеризуется двумя векторами. Один вектор направлен в социальную сферу: университет, как культурный центр своего региона. Второй вектор направлен в сторону экономики страны.

В современных условиях в университете должна осуществляться не только научная и образовательная, но и инновационная деятельность.
    На основании этого можно утверждать, что современные университеты выполняют пять миссий:
  • интеллектуальная,
  • образовательная,
  • социальная,
  • экономическая,
  • технологическая.

Подчас социальные требования общества и работодателей являются противоречивыми, и поэтому университетам бывает нелегко готовить специалистов, которые одновременно имели бы математическую, экономическую, гуманитарную и естественнонаучную подготовку. Совершенно ясно одно: хорошо ориентированный на практику специалист, но со слабой математической, естественнонаучной или гуманитарной подготовкой не сможет быть специалистом, успешно работающим в области инновационной экономики.

Одновременно выпускники университета с хорошей фундаментальной, но слабой практической подготовкой, также не отвечают современным требованиям.

Однобокость подготовки специалиста с высшим образованием не допустима в современных условиях. Однобокость в оценке системы высшего профессионального образования так же является непродуктивной.

Есть большая группа ректоров, которая считает, что отечественная система подготовки не соответствует современным требованиям, уступает требованиям зарубежных систем высшего образования по многим важнейшим показателям. Как утверждают работодатели, нынешняя подготовка специалистов не соответствует требованиям экономики: у выпускников вузов хорошая теоретическая подготовка, но практических аспектов они не знают.

Фундаментальная подготовка исконно является приоритетом российских вузов, но нельзя ограничиваться только этим. Особенно в отношении технических университетов.

Чего не хватает выпускникам технических университетов? Прежде всего, фундаментальных экономических знаний. Создание в технических университетах экономических, гуманитарных факультетов не решили эту задачу. Не хватает знаний в области маркетинга и менеджмента, психологии, иностранных языков. Катастрофически не хватает практической подготовки, навыков управления производственными процессами, всего комплекса дисциплин наукоемкого промышленного предпринимательства, в частности, для организации наукоемкого бизнеса.

Однобокость подготовки специалиста с высшим образованием не допустима в современных условиях.

На социально-экономическое развитие страны смогут влиять только те университеты, которые выработают эффективную модель организации обучения. Во всем мире сейчас ведутся интенсивные исследования: как строить социально-экономическую структуру университета, как обеспечить влияние университета на региональное развитие.

Комплексный подход к подготовке специалиста должен обеспечиваться тесным сотрудничеством вуза с академическими институтами, промышленными предприятиями и органами власти. Инновационный блок представляет собой инфраструктуру для поддержки инновационной деятельности вуза и региона в целом: это и технопарки, и инкубаторы бизнеса, и центры коммерциализации технологии.

Конечно, сейчас в ослабленной России экономические возможности учебных заведений очень незначительны, поэтому нужно объединить ресурсы. Создаются федеральные и национально-исследовательские университеты. Должен быть некий межвузовский предпринимательский комплекс, такой предварительный техноинкубатор, где бы обучали будущих предпринимателей технических направлений с последующей защитой реальных проектов, которые можно воплощать в жизнь.

Инновационная способность нашего общества определяется формированием инновационной культуры, инновационного мышления, инновационного климата в стране.

Если мы не займемся этим процессом еще с дошкольного возраста и не будем уже у детей формировать национальный инновационный менталитет, как это сделано в Японии, у нас ничего не получится. Только вовлечение всего населения в этот процесс позволит и нам сделать такое реальное стабильное развитие экономики.

Развитие общества и экономики сегодняшнего дня решает актуальные проблемы: устойчивое развитие страны, ее безопасность, экономическое превосходство, культуру, духовность и нравственность.


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011