Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

06.03.2012

Министерство образования и науки: итоги и планы

В канун восьмой годовщины создания Министерства образования и науки РФ, Андрей Фурсенко отчитался о достижениях ведомства в 2011 году и наметил основные векторы развития образования в России.

Итоги 2011 года

Среди главных достижений прошедшего года министр подчеркнул нормотворческую деятельность. По его словам, федеральный закон «Об образовании» находится на завершающем этапе принятия. После нескольких этапов профессиональных и экспертных обсуждений в нем отражены основные механизмы модернизации системы образования.

Второе направление работы министерства — развитие региональных систем образования в соответствии с Федеральной целевой программы развития образования (2011-2015 гг.). Так, Фурсенко рассказал о том, что впервые на федеральном уровне финансируются учреждения дошкольного образования (1 млрд. рублей), за счет чего было создано дополнительно более 200 тысяч мест в детских садах. В федеральных округах создано 16 площадок для разработки моделей дошкольного образования, на которых пройдут стажировки 2,5 тысячи муниципальных команд.

В ходе модернизации региональных систем общего образования зарплата учителей в 69 субъектах Российской Федерации достигла или превысила среднюю заработную плату по экономике. Завершилась передача сети учреждений начального и среднего профобразования в региональное подчинение.

Третий важный аспект работы министерства — кооперация вузов с реальным сектором экономики. Как отметил Фурсенко, сегодня компаниями совместно с вузами реализуется около 100 проектов по созданию новых технологий и высокотехнологичной продукции.

В 2011 году в российских вузах создано 38 научных лабораторий мирового уровня под руководством приглашенных ведущих ученых, в том числе двух Нобелевских лауреатов: японского биотехнолога (профессора Шимомура в Сибирском федеральном университете, лауреат Нобелевской премии 2008 года по химии) и американского астрофизика (профессора Смута в МГУ, лауреат Нобелевской премии 2006 года по физике).

Студенчество также не осталось без внимания чиновников. На увеличение стипендиального фонда было направлено более 2 млрд. рублей дополнительно. Средний размер повышенной академической стипендии, которую получили около 200 тысяч студентов, составил 8 тыс. рублей в месяц. Более 3 млрд. рублей выделено на ремонт и строительство общежитий.

«Наша позиция состоит в том, чтобы студенты были активно вовлечены во все вузовские процессы, в том числе в распределение стипендий и общежитий, — подчеркнул Фурсенко. — Вопросы самоуправления обсуждались на Всероссийском студенческом форуме в Барнауле, рекомендации которого активно проводятся в жизнь».

Восемь лет — повод строить планы

Министр напомнил, что 9 марта 2012 года Министерству образования и науки исполняется ровно 8 лет. Своеобразный отчет о проделанной работе ведомство представило в книге «Главные события в современном образовании», которая содержит оценки и суждения самых разных людей: преподавателей, ректоров, ученых, экспертов, чиновников, учащихся.

Расходы государственного бюджета на образование с 2004 года увеличился почти в 4 раза: с 600 млрд. руб. до 2,3 трлн. руб.

Андрей Фурсенко особо выделил базовые ориентиры министерства на ближайшие 10-15 лет, которые и будут формировать стратегию развития образования и науки:

«Так случилось, что во всем мире образование перестало успевать за экономикой из-за критически возросших темпов смены технологий, перестало быть двигателем прогресса и перешло к догоняющему развитию. Это не российская, а общемировая проблема.

Человек в новой экономике может стать успешным, если он готов не только меняться в соответствии с внешними и внутренними запросами, но предвидеть и опережать эти изменения. Концепция непрерывного образования, образования не на всю жизнь, а через всю жизнь, предполагает, что должна быть выстроена постоянная система мотиваций. Каждая ступень образования: детский сад, начальная, средняя, старшая школа, бакалавриат, магистратура и так через всю жизнь — должна быть в равной степени востребована и использована. А это в свою очередь возможно только, если с детства человеку нравится учиться, нравится процесс познания нового.

С самого начала нашей работы мы безоговорочно приняли подход, при котором главным в образовании является воспитанник, ученик, студент, аспирант — тот, кто учится... И реализовали этот принцип не на словах, а на деле.

Поддержка цепочки непрерывного образования — это первая из задач, решаемых нашим Министерством за отчетные 8 лет. Но выбор траектории образования должен оставаться за человеком.

И эта свобода выбора на всех уровнях была закреплена нормативно, начиная с дошкольного образования, различных моделей детских садов.

Свободу выбора при поступлении в вуз обеспечивает Единый госэкзамен, система олимпиад школьников. За счет более справедливой системы отбора, количество иногородних студентов в ведущих вузах возросло в разы.

Мы также обеспечили возможность обучения на бюджетных местах в частных вузах.

За счет перехода российских вузов на уровневую систему образования в рамках Болонских соглашений, студенты могут выстроить собственную траекторию обучения, выбирая в соответствии со своими стремлениями и новую магистерскую программу, и новый вуз.

Отказываясь от жесткого государственного регулирования в области дополнительного образования, мы сделали обучение взрослых более гибким, приближенным к запросам работодателя, корпоративному обучению».

С 1 сентября 2011 года в силу вошли новые образовательные стандарты. В них заложен принцип вариативности: каждое образовательное учреждение теперь имеет право самостоятельно определять содержание образования. Стандарты лишь задают требования к результатам, структуре программы и условиям обучения.

Глава Минобрнауки заявил, что для успеха новой идеи вариативного образования необходимо максимально персонифицировать программы, реализовать запрос общества на так называемое «неформальное образование» (изучение информационных технологий, иностранных языков, музыки, живописи, истории, культуры, художественное творчество), а также создать новые возможности для обучения инвалидов.

Таким образом, образование должно стать доступным для каждого, независимо от материального положения и места жительства, что требует развития инфраструктуры, а значит, и серьезных финансовых вложений.

Национальный проект «Образование»

Национальный проект «Образование» был запущен в 2006 году для масштабной государственной поддержки школьной системы и профессионального образования. Фурсенко огласил некоторые сведения о работа проекта в прошедшем году.

К сентябрю 2011 года доля школьников, обучающихся в современных условиях, выросла до 80%. Для сравнения, в 2006 году этот показатель составлял 21%. Растет обеспеченность граждан местами в детских садах (63,7%). Свыше 52 тысяч общеобразовательных учреждений получили широкополосный доступ к сети Интернет.

Помимо увеличения финансирования, министерство образования и науки работает над более эффективными механизмами его распределения. Еще в 2006 году начался переход к нормативно-подушевому финансированию: «деньги идут в школу за учеником». В 2011 году сделаны системные шаги по реализации 83-го ФЗ.

Министр подчеркнул принципиальные различия доступности общего и профессионального образования. Для общего образования — принцип всеобщности и социальных гарантий, когда экономические факторы уходят на второй план, например, при финансировании малокомплектных и сельских школ. Для профессионального образования важнее конкурсная основа государственного задания на подготовку кадров.

«Важно также соблюдать правильный баланс государственных гарантий и платности образования, — сказал Фурсенко. — Определить, где кончается ответственность и обязательства государства, и начинается ответственность и обязательства человека за собственное профессиональное и культурное развитие».

Тема финансирования напрямую связана с вопросом о содержании образования. Как заявил министр, средняя зарплата педагога в скором времени будет конкурентоспособна в каждом регионе. Однако, приведет ли это к качественному изменению учебного процесса?

«Чему учить и как учить, должны определять эксперты, а не чиновники, — признал Фурсенко. — Политика Министерства заключается в том, чтобы вопросы содержания обсуждались профессиональным сообществом совместно с общественностью и внешними заказчиками (работодателями). До тех пор, пока профессионалы, общество не достигнут согласия, чиновники не должны принимать решения. Так устроена сегодня и работа Совета Министерства по образовательным стандартам, и процедура формирования перечня федеральных учебников. Этот же подход мы предложили при реформировании системы УМО».

Непосредственная задача Министерства на ближайшие годы — сформировать требования к современному учителю, создать условия для его качественной работы и профессионального роста. Новый учитель для новой школы не только даст школьникам знания, но и сделает процесс познания интересным и привлекательным.

Число молодых учителей за последние несколько месяцев увеличилось на 10%, т.е. на 25 тыс. человек в сравнении 1 января и 1 сентября 2011 г.

Достойный уровень оплаты и престиж педагогической профессии неразрывно будет связан с тем, что общество потребует более высокого качества работы. Как следствие, по согласованию с профсоюзами Министерство ввело обязательную аттестацию учителей раз в пять лет.

Единый государственный экзамен

Самым обсуждаемым проектом Министерства за прошедшие годы являлся единый госэкзамен. Фурсенко вспомнил, что изначально признать право государства устанавливать требования к качеству образования не могли ни школьные учителя, ни родители. Сегодня идея проверки знаний независимо от тех, кто учит, уже не обсуждается. Как заявил министр, дискуссии вокруг ЕГЭ сводятся к тому, как сделать его лучше.

Работа специалистов направлена на содержательное улучшение оценочных материалов. Уже в 2011 году в экзаменах по математике и литературе отсутствовали классические тестовые задачи. Увеличена доля практико-ориентированных задач, введены и другие содержательные изменения. В перспективе Минобрнауки — оценивать качество не только результатов обучения, но и внеучебных успехов, сформировать так называемый «портфель личных достижений» учащихся.

Фурсенко завил: «В перспективе мы должны создать независимую оценку качества на всех уровнях образования. Итоговая государственная аттестация студентов только на словах является «государственной», на деле знания проверяют те же преподаватели, кто учит. Нужно идти по пути введения «ЕГЭ для бакалавров».

Совместно с РСПП, Ассоциацией юристов, другими профессиональными объединениями создаются центры оценки профессиональных квалификаций, в которых будет обеспечен допуск выпускников к профессиям врача, учителя, юриста, конструктора.

Образование и наука

Одним из главных индикаторов качества образования, по словам Фурсенко, являются достижения в науке, которые не только характеризуют уровень социального развития, но и в полной мере отражают экономическую конкурентоспособность страны.

    Политика Минобрнауки по формированию конкурентоспособного и эффективного сектора исследований и разработок включает несколько направлений:
  1. Развитие среды генерации знаний через проведение фундаментальных и поисковых исследований;
  2. Развитие инновационной системы;
  3. Коммерциализация результатов исследований.

Министр признал, что в этой сфере России нужна генерация нового научного знания. Это достаточно остро проявилось при формировании тематики ФЦП «Исследования и разработки» в 2011 году: из-за отсутствия заявок должного уровня в бюджет вернулось почти 4 млрд. рублей.

Кроме того, исторически сложился дисбаланс между техническим и гуманитарным секторами в структуре научного знания. Доля финансирования технических наук в России (45%) более чем в 2 раза превосходит европейские показатели (20%), а в медицинских, общественных и гуманитарных науках в 3 раза меньше, чем во всех странах ЕС в целом. Попытки преодолеть этот разрыв только за счет расширения подготовки специалистов в общественной и гуманитарной сфере, фактически привели к развитию «псевдообразования».

Решить эту проблему планируется с помощью более тесной интеграции образования и науки, рассматривая их как единый комплекс развития человеческого капитала. Особое внимание уделяется развитию вузовской науки: созданию научно-образовательных комплексов мирового уровня и формированию конкурентной научной среды в России.

Первые результаты уже видны: министр отметил, высшая школа на равных конкурирует с академическими и корпоративными исследовательскими центрами. Доля сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки увеличилась за 8 лет с 5,5% до 9,1% (от 10 до 54 млрд. рублей). При этом с 2009 года вузовская наука стала расти большими темпами, чем наука гражданского назначения в целом.

«Объединенное Министерство образования и науки — это не только название, но и суть политики, которую мы проводили», — заявил Фурсенко.

Образование и экономика

Интеграция знаний и экономики является сегодня характерной чертой ведущих мировых держав. Наиболее характерным показателем за 2011 год министр назвал развитие нанотехнологий, которое комплексно и системно осуществлялось в рамках федеральных целевых программ «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития».

Россия активно участвует в таких международных проектах, как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, ИТЭР, XFEL

Правительство приняло решение поддержать шесть новых мега-проектов, которые на мировом уровне будут способствовать развитию фундаментальных и прикладных исследований. Локомотивами международного сотрудничества выступают национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Объединенный институт ядерных исследований в Дубне, ряд других институтов.

Министерство объявило, что создание инновационной инфраструктуры, содействие кооперации научных школ и предприятий, формирование технологических платформ стали приоритетными в последние годы.

В результате была создана сеть технопарков, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий, малых инновационных предприятий. Появились центры коллективного пользования, новые лаборатории, в которых работают ведущие ученые как отечественные, так и зарубежные.

«Вуз, как центр инновационного пояса, может и должен не только создавать инновационную продукцию по заказу предприятий, но и формировать на нее спрос», — сказал Фурсенко и назвал учебные «локомотивом развития».

Последние два года особое внимание уделялось встраиванию вузов в программы развития госкорпораций и частных компаний. Это стратегическое государственно-частное партнерство будет развиваться как в части проведения совместных научных исследований, так и в части подготовки кадров.

Первой задачей на пути к эффективной совместной работе министр назвал необходимость «вырастить» несколько университетов мирового класса. Бренды лучших российских университетов должны заработать не только на национальном, но и на глобальном уровне. Одними постановлениями Правительства эту задачу не решить, нужны привлекательные условия работы, которые включают и заработную плату, и устроенный быт, и соответствующее оборудование, и, что не менее важно, высокое качество профессиональной среды. Министр определил срок выполнения этой задачи: 10-15 лет.

Только после создания новых научно-образовательных структур появится база для устойчивого финансирования фундаментальных и поисковых исследований, включая исследовательские университеты, центры и долгосрочные программы государственных научных фондов.

    Стратегические документы:
  • «Стратегия инновационного развития до 2020 года»
  • «Основы государственной политики по науке и инновациям»
  • «Государственная программа развития образования»
  • «Государственная программа развития науки и технологий» на 2012-2020 годы.

В заключение министр отметил, что успешная реализация планов будет возможна только при поддержке со стороны молодого поколения. «Заинтересованность молодых в получении образования, в научной деятельности выросла многократно, именно это дает уверенность в том, что мы вернем лидерство в образовании, науке, экономике завтрашнего дня, — подытожил Фурсенко.


ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011