Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

30.01.2012

Основные направления деятельности и перспективы развития структур довузовской подготовки в учреждениях высшего профессионального образования

Доклад на II-й Всероссийской заочной научно-практической конференции «Деятельность структур довузовской подготовки в условиях проведения Единого государственного экзамена».

Авторы: Болотина Ю.О., декан факультета предвузовской подготовки ЮГУ, Сокольницкая Т.Н., директор института довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена.

Довузовское обучение имеет многолетние традиции: первыми структурами предвузовского обучения стали рабфаки, которые были созданы при ведущих вузах в 30-х годах прошлого века. Их задачей было подготовить к поступлению в вуз и к обучению в нем рабочую молодежь. В 50-х–60-х годах во многих вузах нашей страны появились малые факультеты, подготовительные курсы, где осуществлялись знакомство с будущей профессией, с выбранным учебным заведением, подготовка к успешной сдаче вступительных экзаменов за счет обобщения, систематизации знаний, умений и навыков и углубленного изучения соответствующих предметов.

    В качестве важного этапа, обеспечивающего преемственность и перспективность стандартов общего и профессионального образования, непрерывность образовательных маршрутов выпускников, подготовительные факультеты, малые факультеты, подготовительные классы, подготовительные курсы при вузах существуют и в настоящее время. В ситуации, когда единые государственные экзамены являются формой вступительных испытаний в высшие учебные заведения, возрастает роль структур довузовской подготовки при учреждениях высшего профессионального образования. Они выполняют следующие задачи:
  • профориентацию,
  • выявление, поддержку и развитие талантливой молодежи, ориентированной на получение высшего профессионального образования;
  • профилизацию,
  • социализацию.

Сегодня важнейшей задачей структур довузовской подготовки является профориентация. Введение ЕГЭ практически сводит на нет профориентационную работу в школах, в результате вузы получают абитуриента, не ориентированного на получение конкретной профессии. Поэтому в структурах довузовской подготовки разрабатывается системный подход к профориентационной деятельности, создаются программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи.

Выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи, ориентированной на получение высшего профессионального образования — значимое направление деятельности структур довузовского обучения. Это, прежде всего, организация и проведение олимпиад различного уровня, творческих конкурсов. В систему работы вузов с талантливой молодежью входит и привлечение талантливой молодежи к исследовательской и проектной деятельности.

Профилизация — это то направление деятельности структур довузовской подготовки, которое приобретает особое значение в условиях введения ЕГЭ. Сегодня качественное профильное обучение — серьезная проблема для образовательных учреждений общего образования. В связи с этим структуры довузовского обучения разрабатывают и реализуют дополнительные программы, методики и технологии профильного вариативного обучения, ориентируясь при этом на специфику программ высшего профессионального образования, реализуемых вузом.

В условиях введения ЕГЭ важной составной частью системы довузовского обучения является социализация выпускников, их психологическое сопровождение в образовательном пространстве, выявление и корректировка уровня готовности к освоению программ высшего профессионального образования.

  • В качестве перспектив деятельности структур довузовской подготовки при вузах можно назвать:
    • разработку программ и траекторий работы:
    • с одаренными школьниками, ориентированными на получение высшего профессионального образования;
    • с детьми с ограниченными возможностями, также ориентированными на получение высшего профессионального образования;
  • создание и апробацию системы диагностических материалов, обеспечивающих программы работы с одаренными школьниками и детьми с ограниченными возможностями;
  • разработку и апробацию вариативных программ, методик и технологий профильного обучения; создание средств педагогической диагностики профильного обучения;
  • разработку и апробацию стандартов и типовых программ социально-психологической адаптации школьников к тестовым формам промежуточного и итогового контроля;
  • разработку психолого-педагогических программ и траекторий социализации выпускников школ, их ориентации и адаптации в социуме, современном образовательном пространстве;
  • создание диагностического аппарата, позволяющего определить уровень социализации выпускников и эффективность психолого-педагогического воздействия.

Особую значимость в современном образовательном пространстве приобретают структуры довузовской подготовки при педагогических вузах.

    Научный и методический потенциал педагогического вуза:
  • позволяет разрабатывать и реализовывать научно обоснованные подходы к профориентационной деятельности, направленной на выявление молодежи, ориентированной на получение педагогических профессий;
  • дает возможность создавать и апробировать диагностические материалы, определяющие уровень эффективности профориентационной деятельности.

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ)

ГлавCправ. 2012

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011