30.01.2012
Доклад на II-й Всероссийской заочной научно-практической конференции «Деятельность структур довузовской подготовки в условиях проведения Единого государственного экзамена».
Авторы: Болотина Ю.О., декан факультета предвузовской подготовки ЮГУ, Сокольницкая Т.Н., директор института довузовской подготовки РГПУ им. А.И. Герцена.
Довузовское обучение имеет многолетние традиции: первыми структурами предвузовского обучения стали рабфаки, которые были созданы при ведущих вузах в 30-х годах прошлого века. Их задачей было подготовить к поступлению в вуз и к обучению в нем рабочую молодежь. В 50-х–60-х годах во многих вузах нашей страны появились малые факультеты, подготовительные курсы, где осуществлялись знакомство с будущей профессией, с выбранным учебным заведением, подготовка к успешной сдаче вступительных экзаменов за счет обобщения, систематизации знаний, умений и навыков и углубленного изучения соответствующих предметов.
Сегодня важнейшей задачей структур довузовской подготовки является профориентация. Введение ЕГЭ практически сводит на нет профориентационную работу в школах, в результате вузы получают абитуриента, не ориентированного на получение конкретной профессии. Поэтому в структурах довузовской подготовки разрабатывается системный подход к профориентационной деятельности, создаются программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения молодежи.
Выявление, поддержка и развитие одаренной молодежи, ориентированной на получение высшего профессионального образования — значимое направление деятельности структур довузовского обучения. Это, прежде всего, организация и проведение олимпиад различного уровня, творческих конкурсов. В систему работы вузов с талантливой молодежью входит и привлечение талантливой молодежи к исследовательской и проектной деятельности.
Профилизация — это то направление деятельности структур довузовской подготовки, которое приобретает особое значение в условиях введения ЕГЭ. Сегодня качественное профильное обучение — серьезная проблема для образовательных учреждений общего образования. В связи с этим структуры довузовского обучения разрабатывают и реализуют дополнительные программы, методики и технологии профильного вариативного обучения, ориентируясь при этом на специфику программ высшего профессионального образования, реализуемых вузом.
В условиях введения ЕГЭ важной составной частью системы довузовского обучения является социализация выпускников, их психологическое сопровождение в образовательном пространстве, выявление и корректировка уровня готовности к освоению программ высшего профессионального образования.
Особую значимость в современном образовательном пространстве приобретают структуры довузовской подготовки при педагогических вузах.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ)
ГлавCправ. 2012