Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

17.10.2011

Необходимы правильные акценты в образовании

На прошлой неделе в БГТУ «Военмех» состоялся круглый стол «Качественная подготовка специалистов — гарантия национальной безопасности страны». Участники — представители технических вузов, собрались, чтобы поговорить о проблемах образования в области обороноспособности страны, привлечении внимания государства и общества к подготовке в учебных заведениях и взаимодействии вузов и ссузов с отраслевыми предприятиями.

Константин Михайлович Иванов ректор БГТУ «Военмех» им Д.Ф. Устинова

На круглом столе выступил ректор БГТУ «Военмех» им Д.Ф. Устинова Константин Михайлович Иванов:

«Военмех» — это вуз, который был образован в 1932 году для подготовки кадров в области обороны. Отсюда и специфика вуза, и особенности подготовки наших специальностей.

Изначально «Военмех» занимался только оборонными специальностями. На данный момент развития мы стали диверсифицировать специальности, появился термин «двойные технологии». «Военмех» получил статус университета и теперь больше занимается вопросами комплексной безопасности, в частности, оборонной безопасности страны. Это конструкторская и технологическая подготовка высококлассных специалистов для оборонных отраслей промышленности.

Но этим мы не ограничиваемся, рассматривая также вопросы информационной безопасности. Сейчас в университете работает достаточно сильный информационный факультет, вопросами экологической безопасности занимается аэроракетостроительный факультет и факультет систем управления. Также мы занимаемся и гуманитарным управлением: есть кафедра политологии, которая занимается политикой и безопасностью уже в рамках геополитических проблем.

Мы как вуз позиционируем себя на современном уровне в вопросах комплексных проблем безопасности.

Качество подготовки специалистов — это визитная карточка БГТУ «Военмеха». В советское время обороне придавали большое значение, и нас всегда хорошо финансировали. Так сложилось, что требования к качеству преподавания были очень высокими. А теперь жизнь заставила перестраиваться, но мы постарались сохранить наработанное.

В рамках круглого стола нам важно понять, что мы относим к проблеме качества образования. Сейчас существует множество рейтингов вузов, международных и внутренних, и везде прослеживается качество образования, иногда к нему относят не всегда очевидные факторы.

Например, процент иностранных студентов в вузе. По-своему это оправдано: чем больше иностранцев поступают в этот вуз, тем скорее образовательные программы будут развиваться на уровне лучших мировых стандартов.

Другой показатель — востребованность выпускников. Применить это к нашим условиям не так просто, и когда мы вступали в Болонский процесс, у нас была иллюзия, что мы меньше всего к ней готовы. Но в результате ряда встреч и консультаций в министерстве выяснилось, что другие страны не ближе к идеальным показателям, а может и дальше.

Европейские лидеры в этом вопросе: Германия и Англия; а вот Финляндия и Норвегия весьма далеки от того, чтобы сразу и легко интегрироваться в Болонский процесс. И это говорит не о том, что у них плохое качество образования, а о том, что единых подходов сейчас нет. Выработать их — очень сложная задача, но эта задача сейчас актуальна.

Неделю назад министр образования и науки А.А. Фурсенко заявил о претензиях правительства России к качеству образования в отечественных вузах.

Таким образом, задача поставлена. Но как ее решать в свете последних изменений системы образования? Мы перешли на двухуровневую систему образования, с развитием промышленности изменились требования работодателя, идет научно-технический прогресс... Очевидно, что тема качества образования связана со статусом и обороноспособностью нашей страны. Необходимо добиться, чтобы уровень качества нашего научно-образовательного процесса был конкурентоспособным.

Эти вопросы далеко не просты и требуют законодательной огласки, обратной связи с работодателями и школами. Бытует версия, что в школе сейчас учат хуже. Я не уверен, что это так. Говорят, что абитуриенты стали хуже. И снова: ребята просто стали другими, у них другие цели, другие настроения, другие приоритеты в жизни. Значит, надо как-то менять приоритеты…

Мы в своем вузе эти проблемы решаем. Вот уже несколько лет в «Военмехе» проводится конференция «Вуз-Школа-Предприятие». Мы считаем, что комплексный взгляд на обозначенную тему: проблема качества образования, востребованности, успешности выпускников — должна рассматриваться и на уровне школы, и на уровне вуза и на уровне работодателя. Не бывает плохих школьников, не бывает плохих студентов, бывают смещенные акценты.


Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011