Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

21.09.2011

«Гордимся традициями, думаем о будущем»

Петербург был заложен Петром I как «окно в Европу». Это один из крупнейших портовых городов, из которого можно отправиться в любую страну мира речным или морским путем. Отрасль водного транспорта в северной столице всегда была градообразующей. Неудивительно, что одними из первых появились и окрепли учебные заведения, которые готовят «корабелов» — специалистов для работы на морских и речных судах, судовых механиков, электротехников, а также тех, кто обеспечивает бесперебойную работу морского и речного портов.

Сейчас транспортная отрасль Петербурга требует реформирования. Ректор Санкт-Петербургского университета водных коммуникаций Сергей Олегович Барышников рассказал журналу «ГлавСправ» о намеченных путях развития и об участии вуза в этом процессе.

Транспортная стратегия

Качественная работа транспорта определяет успешность экономики страны, и, в конечном итоге, благосостояние всех граждан. Вот почему 22 ноября 2008 года Правительство РФ утвердило транспортную стратегию России до 2030 года. Она определяет пути интенсивного инновационного развития транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного пути развития страны.

    В соответствии с целями и задачами, определенными документом, Министерство транспорта России и Росморречфлот осуществляют последовательную реализацию запланированных мероприятий, среди которых определились, как наиболее эффективные для достижения намеченного:
  1. Сохранение доминирующего/лидирующего положения национальных судовладельцев на отечественном рынке международных речных перевозок после «открытия» внутренних водных путей;
  2. Предоставление российскими речными портами услуг на уровне европейских стандартов;
  3. Создание условий для повышения качества речного судоходства, а именно – строительство нового современного флота, развитие судоремонтных мощностей и совершенствование инфраструктуры ВВП;
  4. Обеспечение безопасности судоходства, в том числе на основе создания речных информационных систем, интегрированными с аналогичными морскими;
  5. Внедрение современных логистических технологий повышения качества услуг, предоставляемых в портах, не только для обеспечения потребностей российской внешней и внутренней торговли, но и для привлечения дополнительных грузопотоков в целях реализации внешнеторгового потенциала страны.

При этом в основу инновационного варианта должно быть положено создание новых материалов и источников энергии, высокопроизводительного оборудования, энергоэффективных двигателей, инфраструктуры для скоростного движения; автоматизация процессов производства и эксплуатации.

Три кита успеха: образование, наука и новые технологии

Поставленные задачи могут быть решены только при условии обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов и выполнении комплекса научно-исследовательских подпрограмм, обеспечивающих разработку новых моделей, методик, технологий, средств и систем.

Поэтому целесообразно объединение образовательной, научной и инновационной деятельности в единый процесс, концентрация ресурсов для проведения фундаментальных исследований, развитие существующих и формирование новых научных школ, совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Президент — речному флоту

В сфере отраслевого образования требуется определение новых приоритетов. Президент России Д.А. Медведев, сформулировал это так: «На базе ведущих транспортных университетов и отраслевых научно-исследовательских институтов нужно создать научно-образовательные центры по инновационному развитию транспорта…»

Для исполнения поручений главы государства Совет по образованию и Экспертный совет при Росморречфлоте приняли решение о разработке предложений по усилению взаимодействия государственных структур, подведомственных вузов и коммерческих компаний с целью подготовки и проведения научных исследований, формирования новых экспериментальных площадок, а также активизации деятельности по созданию малых инновационных предприятий.

    На данный момент успешно подготовлена основа инновационной инфраструктуры отрасли. Это 4 научно-образовательных центра (НОЦ), призванных развивать ведущие научные школы:
  • «Водные пути и гидротехнические сооружения»;
  • «Автоматизация и управление технологическими процессами и техническими объектами на водном транспорте»;
  • «Судовые ДВС и теплоэнергетические установки»;
  • «Экономика и управление на водном транспорте»;
  • а также научного направления: «Гидродинамика и теория корабля».

На базе Центра дополнительного профессионального образования (ДПО) создан научно-образовательный центр (НОЦ) инновационного развития водного транспорта — структурное подразделение вуза. Его главная функция: совершенствование системы ДПО за счет расширения спектра программ и обновления их содержания. Это необходимо, чтобы осуществлять подготовку и повышение квалификации работников и специалистов отраслевых организаций в рамках «инновационного варианта».

Традиции вуза — гарантия вашего будущего

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций — старейший транспортный вуз России, ведущий свою историю с 1809 года.

В настоящее время университет представляет собой крупный отраслевой учебный комплекс непрерывного образования для водного транспорта, где обучение студентов и курсантов ведется по специальностям инженерно-технического, естественнонаучного и гуманитарного профиля.

Университет живет активной студенческой жизнью, широко взаимодействует с другими вузами и колледжами как в России, так за рубежом.

Педагогический состав высококвалифицированных профессоров и ученых, развитая материально-техническая базой, современные технологии и способы организации учебного процесса обеспечивают вузу высокий рейтинг среди технических вузов России и зарубежных технических университетов.

Университет создает студентам все условия для реализации своих способностей, готовит их к активной профессиональной и творческой деятельности.

Филиалы в центре внимания

    Сегодня абитуриенты и специалисты, желающие повысить свою квалификацию, могут получить образование в СПбГУВК, не уезжая далеко от дома. Для этого университетом создан ряд филиалов в нескольких городах России:
  • г. Выборг, Ленинградская обл.,
  • г. Котлас, Архангельская обл.,
  • г. Воронеж,
  • г. Мурманск,
  • г. Петрозаводск,
  • г. Екатеринбург.
    Программы среднего профессионального образования реализуют следующие филиалы университета:
  • Беломорско-Онежский филиал — Петрозаводское речное училище (г. Петрозаводск);
  • Котласское речное училище (г. Котлас, Архангельской обл.);
  • Печорское речное училище (г. Печора, Республика Коми).

В составе факультета регионального и дистанционного обучения открыты два представительства ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций»: Московское и Новгородское.

Новые тенденции

В этом году, 15 сентября, в университете родилась новая традиция — посвящение в первокурсники студентов факультета вечерне-заочного обучения. Люди, пришедшие учиться на вечернее и заочное отделения, уже работают, и многим из них высшее образование необходимо для карьерного роста. Но в любом возрасте, обладая любой квалификацией, первокурсники имеют право на праздник! Теперь каждый год их будут поздравить руководители университета, заведующие выпускающими кафедрами и студенты очного отделения.

Другая новость: для студентов старших курсов, аспирантов, специалистов факультет дополнительного образования (ДПО) проводит циклы профессиональной подготовки по программам «Экономика и управление на предприятии», «Юриспруденция».

Ждем наших новых абитуриентов!


Ректор СПбГУВК Барышников С.О.


Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций

ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011