13.09.2010
Сегодня море и все, что с ним связано, играет большую роль в жизни любого, даже самого континентального государства: прежде всего это морские перевозки грузов, от которых сильно зависит экономика. Для «морских» государств, особенно, таких как Россия, это еще и добыча морепродуктов, полезных ископаемых на шельфе, пассажирские перевозки, водный туризм и уж конечно, защита своего прибрежного пространства — самого большого в мире. Очевидно, что для выполнения всех этих задач нужно много судов, кораблей и очень специфической морской техники.
Строительство кораблей всегда было непростым делом: лишь немногие народы владели этим искусством. Понадобились тысячелетия, чтобы сформировать облик морского судна, выработать технологии его постройки и оснащения для самых разных и часто экстремальных условий. В России судостроение развивается всего триста лет, но так бурно, как нигде в мире, вобрав в себя весь предыдущий трехтысячелетний мировой опыт. Многие считают, что построить судно, корабль или подводную лодку — все равно, что построить здание: та же коробка, только плавучая, а начинка может быть любой. Это глубокое заблуждение. Любой корабль – это единый технический организм, в котором каждый узел и агрегат зависит от всех остальных, а от него зависят все остальные. На постройку первого в серии нового корабля могут уйти годы, его нельзя разобрать и начать строить заново, все его системы и механизмы должны быть продуманы изначально.
Морской инженер — это не узкий специалист, это философ техники. Он должен обладать не просто набором знаний, а их совокупностью, позволяющей понимать и прогнозировать различные явления и процессы и, тем самым, двигаться вперед. Морского инженера нужно подготовить именно в университете (от лат. universitas — совокупность), где обучают специалистов по фундаментальным и многим прикладным наукам в обширной технической области.
Таким вузом сегодня является уникальный в стране Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, известный в широких кругах под названием «Корабелка». В процессе «выживания» в 1990-е годы все институты стали университетами. При этом во многих из них появился набор самых различных специальностей, но отнюдь не их совокупность. «Корабелка» в этом смысле является настоящим техническим университетом. Факультет кораблестроения и океанотехники (ФКиО), факультет корабельной энергетики и автоматики (ФКЭиА), факультет морского приборостроения (ФМП) — вот три кита, на которых держится понятие «морской инженер».
На ФКиО работает более десяти кафедр, обучающих студентов проектированию и технологиям производства самих судов, кораблей и подводных лодок по нескольким взаимосвязанным специальностям. Аналогично, на ФКЭиА готовятся специалисты по всем специальностям, связанным с судовыми двигателями и аппаратурой, необходимой для их правильной и эффективной работы. Для управления самим судном, его сложными механизмами требуются сотни различных приборов, которые должны надежно работать, иногда в экстремальных условиях. Для глубоководных работ и исследований нужны специальные подводные аппараты, зачастую работающие без участия человека. Кроме того, в советскую эпоху тотальной «секретности» противолодочные ракеты, торпеды и морские мины деликатно называли «морскими приборами». Подготовка морских инженеров-приборостроителей в этой специфической области осуществляется кафедрами ФМП.
Все три факультета работают в тесном взаимодействии, т. е. будущим корабелам, например, обязательно читают необходимые курсы и на ФКЭиА, и на ФМП, формируя, таким образом, целостное восприятие задач судостроения. Экономический факультет почти довершает картину, выпуская специалистов в области управления предприятиями, прямо или косвенно связанными с постройкой кораблей и «начинки» для них.
Особого внимания заслуживает подготовка военных инженеров-кораблестроителей и оружейников. Очевидно, что и конструкция военного корабля, его двигатели и «начинка» существенно отличаются от тех же характеристик обычного судна. Вместе с тем, опыт показывает, что военные инженеры нужны всегда неожиданно: например, когда табачная фабрика вместо сигарет начинает производить патроны. Несколько лет назад в СПбГМТУ учрежден учебный военный центр (УВЦ). Это — последний штрих в картине «универсума». Основным результатом этого эксперимента явилось решение задачи интеграции образования, науки и производства в масштабе отдельного вуза, который готовит этих весьма востребованных специалистов.
По исторической сути, кораблестроение в России — та основа, из которой сформировалась и возвысилась отечественная наука. Поэтому состояние верфей, стапелей и флота в нашей стране всегда отражало политическое, военное и экономическое могущество державы.
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
ГлавСправ. 2010