17.02.2011
На прошлой неделе, 4 февраля 2011 года, состоялась рабочая встреча председателя правительства России Владимира Путина с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко. Глава Минобрнауки рассказал о создании малых инновационных предприятий при вузах, мерах поддержки школьных библиотекарей и продвижении российского образования за рубежом.
На данный момент уже создано более 700 предприятий при вузах. Одновременно принят целый ряд новых законодательных инициатив, в частности, закон об упрощенном налогообложении малых предприятий, об упрощении предоставления интеллектуальной собственности (что очень важно для предприятий в области IT и фармацевтики). Кроме того, мы закончили согласование законопроекта о том, что этим предприятиям можно представлять аренду на бестендерной основе, то есть без конкурса, по условиям, которые будут согласованы с вузом. Я думаю, что эти шаги позволят более активно создавать предприятия.
Мы проанализировали, как студенты наших ведущих университетов участвуют в работе по заказу промышленности. В Самаре и Казани от 30 до 100 старшекурсников работают на малых предприятиях, получая зарплату около 6 000 рублей. Есть вузы, например, в Твери, где средняя зарплата — 15 тысяч. Очень важно, что практически во всех этих проектах создаются новые места для студентов и аспирантов.
Вы давали поручение обеспечить повышение денежной поддержки и студентов, и аспирантов, но молодые ребята сегодня ставят вопрос не о том, что нужно увеличить стипендию, хотя в этом они тоже заинтересованы. Надо создать условия, чтобы они могли зарабатывать именно по своей специальности.
Полтора года назад эта проблема уже обсуждалась. Тогда мы предлагали ввести такую квалификационную должность, как библиотекарь-педагог. Минздравсоцразвития нам возражал, это было связано со структурой должностей, а также с тем, как они считали, что это не изменит положение библиотекарей кардинальным образом.
С тех пор ситуация изменилась, в том числе из-за 83-го закона. Переход на новую систему финансирования и требования, чтобы преподавательский состав составлял большую часть работников, привели к тому, что в ряде школ начали сокращать должность библиотекарей. Это абсолютно не продуктивно.
В новых стандартах, которые мы постепенно принимаем, есть требования к организации образовательного процесса: во-первых, это существование школьной библиотеки, во-вторых, активная работа по информационному обеспечению школьного процесса и по «продвижению книги в жизнь школьников». Если мы введем должность «библиотекарь-педагог», это позволит изменить отношение к библиотекарю как представителю учительского состава и получать те же льготы, которые получают педагоги.
Раньше ситуация с признанием в России зарубежных дипломов была такая: мы принимали студентов исключительно на взаимной основе, причем не на уровне вузов, а на уровне стран. Тут возникали проблемы, потому что качество вузов разное и у нас, и в других странах. В тех же США далеко не все вузы одинаково хорошие.
Мы сейчас готовим законопроект, который предлагает признавать дипломы ведущих вузов в одностороннем порядке. Правительство будет определять такие вузы, основываясь на нескольких всемирно признанных рейтингах. Помимо них, мы сейчас начали совместную работу с уважаемыми ассоциациями ведущих вузов Соединенных Штатов Америки, Китая и стран Европы. Если такое взаимодействие будет налажено, мы сможем договориться, чтобы дипломы наших ведущих вузов тоже принимались в этих странах.
Конечно, западные рейтинги вузов — это инструмент повышения конкурентоспособности. Мы должны создать и свою объективную методику оценки качества высшего образования.
ГлавCправ. 2011