17.05.2011
В конце мая Государственной морской академии им. С.О. Макарова исполняется 135 лет. Академия прошла долгий и непростой путь от морских классов и мореходной школы до одного из крупнейших учебных заведений страны. Немного об истории и развитии «Макаровки» журналу ГлавСправ рассказал Валерий Леонидович Михеев, начальник Государственной морской академии им. Макарова.
Торгово-мореходное образование в России берет начало с середины XVII столетия. В 1786 году в Петербурге «для приготовления опытных управляющих кораблями» было создано торгово-мореходное учебное заведение — «Водоходное училище Санкт-Петербургской губернии». Затем возникли «Мореходные классы», Училище дальнего плавания и Училище судовых механиков торгового флота, а позже — соединенные училища, морское и механическое отделения при Петроградском политехникуме, Ленинградский морской техникум, Ленинградское высшее мореходное училище, Высшее арктическое морское училище имени адмирала С.О. Макарова. Наконец, в 1990 году оно было объединено в Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова и стало Государственной морской академией имени адмирала С.О. Макарова.
Академия Макарова — старейшее гражданское морское училище в России. После Великой Отечественной войны в стране образовалось еще два морских училища, в Новороссийске и Владивостоке. Создавать их, внедрять уже разработанные учебные программы воспитания и подготовки морских кадров помогали сотрудники именно нашей академии.
«Макаровка» и по сей день формирует практически все морское образование России. В академии создано учебно-методическое объединение, разработки которого распространяются на все морские и речные учебные заведения. Единые стандарты, единая учебная база определяет высокое качество нашего морского образования.
Диплом Академии имени Макарова признается во всем мире. Даже существует бренд — «макаровцы». И наши, и зарубежные компании знают, что полученное здесь образование — достойное. Мы заработали серьезный учебный диплом, рабочий диплом и все сертификаты вуза соответствуют международным стандартам.
Три года назад академия начала заниматься подготовкой специалистов для морской эксплуатации нефтегазодобывающих установок на Арктическом шельфе. Под российским флагом сейчас, к сожалению очень мало судов такого профиля. Необходимый штат на одну платформу — порядка 200 человек. Планируется строительство достаточного количества платформ, как для Дальнего Востока, так и для североморского шельфа.
Кроме самих платформ, существует большой вспомогательный флот: транспортно-буксирные суда, спасатели, пожарные суда, где требуются специалисты с морским образованием. Согласно темпам, которыми развивается наше государство в индустриальном направлении, необходимость в кадрах на таком специализированном флоте даже больше, чем на пассажирском. Это сейчас очень актуально.
Исторически сложилось, что подготовкой кадров на нефтегазодобывающие платформы ранее занимались в основном в Азербайджане. Сейчас мы готовим таких специалистов в Петербурге.
В этом году закончена реконструкция нашего нового морского тренажерного комплекса, где, в частности, есть уникальные тренажеры по спасению с тонущего вертолета. Это насущное требование гражданского флота для всех лиц, перелетающих на нефтегазодобывающие платформы. Доставка специалистов производится с судов на платформы вертолетом, и поэтому требуется сертификат о прохождении такой специальной подготовке на таком уникальном тренажере.
Если раньше ребята шли в морское образование кто из-за романтики, кто из-за материального обеспечения, то сегодня морское дело не считается у молодежи очень престижным: работа это тяжелая, ответственная, часто вдалеке от дома и семьи. Кто сегодня приходит на флот?
Раньше 70% молодых людей, которые приходили учиться в академию им. Макарова — это дети из морских семей, жители Санкт-Петербурга и прилегающих морских районов. Асегодня абитуриентов из Санкт-Петербурга всего 25-30 %. Остальные приезжают из регионов: Урал, Сибирь, Центральная Россия, а также Новгородская и Псковская область. Это не морские регионы, но, как показывает история, крупные мореплаватели рождались не только в морских регионах.
Есть в морской академии им. Макарова целевая подготовка для ребят из Ингушетии, как бы необычно это не выглядело. Созданы специальные группы и в колледже, и в самой академии. У нас есть программа взаимодействия с правительством Ингушетии. Сейчас принято решение об открытии морского класса в Ингушетии на базе хорошей горной школы интернатного типа — кадетский корпус. Этот морской класс уже будет готовить для академии абитуриентов, уже знакомых с флотским порядком и имеющих необходимые знания.
В апреле этого года на парусном учебном судне академии «Мир» уже вышел первый курсант из Ингушетии. Пожелаем ему хорошего плавания и «семь футов под килем».
На нашем учебном паруснике «Мир» перед его отходом из Петербурга был установлен виртуальный Русский музей. Это было сделано для того, чтобы и наши, и зарубежные курсанты (которые также будут находиться на паруснике) занимались не только морским делом, но еще и образовывались: знали историю России, помнили, что ее морская столица — Санкт-Петербург. Это также позволяет увидеть картины с морскими путешествиями и сражениями, повысить свой культурный и интеллектуальный уровень. С приходом парусника «Мир» в другие страны Европы, мы также планируем разворачивать экспозицию этого виртуального музея на открытой палубе, и с помощью сильного проектора показывать лучшие произведения Русского музея. В тех городах, где есть такой виртуальный музей, представители и сотрудники его будут приходить на борт парусника и помогать нам демонстрировать наш родной Русский музей.
Первый порт захода парусника — Гамбург, где «Мир» возьмет на борт курсантов из других стран. В прошлом году на паруснике был экипаж из 26 стран мира. Наше правительство вручило награду паруснику «Мир» за самый интернациональный экипаж. В этом году ожидаем на его борту представителей не меньшего количества стран.
Государственная морская академия имени адмирала С.О.Макарова
ГлавCправ. 2011