23.09.2010
Новый законопроект «Об образовании», перед тем как уйти на рассмотрение в Госдуму, пройдет через процедуру общественных слушаний. О документе, который должен коренным образом изменить всю систему — от школ до университетов, рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко.
Корр: В сентябре Госдума должна была рассмотреть в первом чтении законопроект «Об образовании». Однако подготовленный министерством документ вернули на доработку. Почему?
Фурсенко: Закон действительно пока слушали в Госдуме. Документ этот очень сложный. В его подготовке принимали участие очень много людей. Помогал Российский союз ректоров. Занимались им и представители всех партий. В результате долгой кропотливой работы документ увеличивался в объеме, было много критики. Даже сами разработчики стали уходить в сторону обсуждения.
Корр: Но депутаты и профильный комитет указали не только на объем документа (около 500 страниц), но и на несогласованность многих статей законопроекта. Коммунисты даже заявили, что напишут свою версию законопроекта. Удалось прийти к компромиссу?
Фурсенко: Закон «Об образовании» — это настоящий кодекс. Он, такой большой и серьезный, не может удовлетворить всех, и это нормально. Мы пытались его сделать таким, чтобы он всем понравился. Нельзя принимать его, даже если с ним согласна значительная часть общества, но есть серьезная претензия у отдельных представителей профессионального сообщества. Должен быть консенсус, общественное согласие.
Хочу отметить, что документ изначально готовился не кулуарно. Текст был размещен на сайте, через специальную форму мы принимали замечания по нему. Их накопилось уже очень много (на 21 сентября принято около 600 замечаний — ред.), и поэтому мы решили организовать общественные слушания.
Первые состоятся уже 23 сентября в Совете федерации. Далее — в Госдуме. Будут круглые столы в Общественной палате и Союзе ректоров. Кстати говоря, представители и того и другого сообщества участвовали в подготовке. Если после этого мы придем к тому, что документ должен быть кардинально существенно переработан, то будем ставить вопрос о выделении нам большего времени для переработки законопроекта.
Законопроект: | Новый документ заменит два базовых закона: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно и успели обрасти массой поправок и дополнений. В действующем законодательстве существует неразбериха с понятиями «образовательное учреждение», «образовательные услуги», «образовательный уровень (ценз)», «образовательная программа», «учебный план» и другими. Так, до сих пор в полной мере нигде не охвачены законодательно дошкольное, начальное и среднее профессиональное, а также дополнительное образование. Чтобы выстроить принципиально новое образовательное законодательство, нужны поправки и в еще более чем 50 действующих законодательных актов. Минобрнауки планирует ввести документ на рассмотрение Госдумы в октябре и принять до декабря. В правительство закон поступит перед новым годом. |
Корр: Закон, если будет принят, кардинально изменит вузовскую систему в стране. Колледжи станут вузами и будут готовить бакалавров, многие университеты будут понижены в статусе до институтов, а за академиями закрепят аспирантуру и докторантуру. Какова цель реформ?
Фурсенко: Вузы будут меняться. Определяющим фактором станет качество и уровень научных работ, которые ведутся в вузе. Университет должен стать не только крупным образовательным, но и крупным научным центром. Институты займут свое место: студентов ждет хорошая подготовка, но упора на науку не будет. С академиями все сложнее. По моему личному мнению (здесь я даже не выражаю мнение министерства), с академиями нужно решать вопрос в корне. Деление на количество укрупненных групп специальностей — это внутрикорпоративная «разблюдовка». Для людей она не очень важна. Многие вузы, даже ведомственные (Минздравсоцразвития, МЧС и другие), меняют статус с академии на университет или институт.
Корр: Но многие академии, как правило, профильные, становятся университетами путем простого наращивания количества специальностей. Так, в Финансовой академии обучают психологии. И таких примеров очень много.
Фурсенко: Даже не хочу говорить об этом сейчас и как-либо комментировать. Это неправильно.
Корр: Действительно ли закон существенно ограничит количество университетов, скорректирует «всеобщую университизацию 1990-х»?
Фурсенко: Тут скорее следует говорить вообще о проблеме всеобщего вузовского образования. Граждане должны понимать, что неуниверситетское образование — интересная независимая ветвь в плане социального лифта и реализации себя как профессионала. Профессиональное образование мы будем развивать и поддерживать особо. Принижается роль не университетского высшего образования. А оно не менее важно для страны и человека. Само по себе разделение на высшее, среднее и начальное профобразование изживает себя. И в законе есть попытка учесть эту проблему.
Корр: То есть приравнять учебу в колледжах, по сути бывших ПТУ и техникумах, к высшему образованию?
Фурсенко: Почему-то начальное профобразование у нас по-старому ассоциируют с ПТУ. А человек, окончивший техникум или колледж, — лузер по жизни. Надо от этого уходить, срочно. Технарям нужен новый имидж, иначе у нас в стране ничего не получится. Однако эту мысль можно прописать в законе, а в общественном сознании нельзя.
В чем суть реформы | Российские вузы ждет окончательный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Образование первого уровня будут давать колледжи и институты, которых станет больше за счет понижения статуса большинства университетов (их должно остаться не более 120). При этом будет увеличено количество национальных исследовательских (до 50) и федеральных университетов (в четыре-пять раз). Планируется организовать корпус «системообразующих вузов» за счет федеральных и исследовательских университетов. Количество вузов со статусом университетов сократится на 30%: часть из них закроется, часть будет понижена в статусе до института. Сейчас университетом считается вуз, в котором есть минимум семь укрупненных групп специальностей. В новом законе этот критерий может быть убран. Рынок перенасыщен: в России около 1 тыс. вузов, у которых около 3 тыс. филиалов. Из них только 10% — институты, 90% — университеты и академии. Цель смены статуса для колледжей — общее повышение престижа средне-специального образования. Начальное техническое образование не востребовано рынком труда, а спрос на квалифицированных технарей огромен. С начала этого года в ряде вузов уже запущен эксперимент по так называемому прикладному бакалавриату. |
Корр: В конце августа обсуждалась возможность еще одного конкурса среди вузов на получение статуса национальных исследовательских университетов (НИУ). Будет ли третья волна?
Фурсенко: Мы должны оценить результативность работы уже существующих НИУ и федеральных университетов. К ним предъявлены достаточно жесткие требования. Обязательства, взятые НИУ, не выполняются или выполняются с большим трудом. Для многих вузов статус НИУ — слишком высокая планка. Конкурс на получение статуса НИУ дополняют постановления №№ 218, 219, 220, направленные на поддержку ведущих вузов. НИУ — это не какая-то застывшая форма. Должны ли появляться новые исследовательские университеты. Но вузы, победившие в конкурсах, если не выполняют требования, предъявляемые к ним, должны лишаться своего статуса. Но это вопрос будет решаться не в ближайшие месяцы, а позже.
Корр: Планируется ли увеличение количества федеральных университетов до трех-четырех на регион?
Фурсенко: В таком количестве точно нет. Сегодня реально работают семь федеральных университетов. Северо-Кавказский университет еще не создан даже на бумаге, по нему все находится на стадии согласования. Также обсуждается идея создания федерального университета в Калининграде. То есть в планах около 10 федеральных университетов на всю страну, не больше.
Корр: Также в августе обсуждалась идея создания некоей высшей касты университетов, которые и образуют собой систему элитного высшего образования?
Фурсенко: У нас есть 29 НИУ, есть семь федеральных университетов, есть МГУ и СПбГУ. Это лидирующая группа, которая потащит за собой все сообщество. Между ними идет соревнование, это естественно. Между ними при этом есть и консолидация — все ректорское сообщество понимает объем ответственности, который лег на них.
Источник: