Санкт-Петербург

Раздел

Статьи

08.04.2011

С места в карьеру

Когда человеку стоит задумываться о своей карьере? В школе, перед поступлением или после окончания вуза? Как не ошибиться в выборе жизненного пути? Ответить на эти вопросы не всегда просто, но совершенно необходимо. Чем раньше человек определится с выбором профессии, тем ближе он будет к своей цели.

И все же, с чего стоит начинать? Специально для тех, кто делает первые шаги на этом поприще, организуется молодежный форум «Профессиональный рост». 31 марта в конгресс-центре гостиницы Holiday Inn состоялось очередное такое мероприятие. Оно проводится по инициативе Учебно-кадрового центра «Профессиональный рост» при поддержке Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Форум «Профессиональный рост» — это первый проект на кадровом рынке, специализирующийся на программах стажировок. Крупнейшие компании представили свои программы по работе со студентами: прохождение практики, стажировки в России и за рубежом, открытые вакансии. Прямо на форуме любой желающий мог заполнить резюме, анкету, обменяться контактной информацией с представителями компаний.

Также на форуме проводились бизнес-игры, лекции и мастер-классы от представителей ведущих компаний.

О том, какие шаги следует делать молодому карьеристу прежде всего, на что стоит обращать внимание, чему учиться рассказали представители кадровых отделов крупнейших российских и зарубежных компаний.

Александра Трофимова

Александра Трофимова, менеджер по подбору персонала (компания «International Paper»).

В нашей компании существует программа подготовки молодых специалистов «Формула успеха». Суть ее заключается в следующем: мы проводим конкурс среди выпускников вузов, в основном это профильные для нас учебные заведения — Институт растительных полимеров (с ним заключен договор) и Лесотехническая академия.

Как правило, после конкурса к нам на годичную стажировку попадают 10 наиболее успешных финалистов. Ребята приходят к нам на производство, проходят все его основные блоки и этапы и в итоге закрепляются на одном производстве. Мы проводим различные тренинги, ориентированные на выявление лидерских способностей и общего потенциала человека, для того, чтобы в будущем он смог стать успешным руководителем.

При подборе студентов мы, прежде всего, ориентируемся на потребности производства и бизнеса, какие направления нуждаются в привлечении молодых кадров.

Первоначально мы проводим конкурс резюме и встречи с выпускниками, которые подали заявки на нашу программу: сначала с ребятами общается hr-специалист, далее — руководители производств, куда ребята придут на работу. Финалисты обязательно встречаются с высшим руководством компании.

Также при отборе на программу «Формула Успеха» участники проходят ассесмент-центр, в процессе которого мы выявляем основне компетенции, которые необходимы для работы в нашей компании.

Обычно у студентов не возникает серьезных сложностей на стажировке и практике, поскольку всегда есть наставник, который помогает и учит, таким образом, они максимально вовлечены в процесс, и работать им интересно.

Все, кто стажировался у нас, сейчас работают в компании. Могу в качестве примера сказать, что несколько ребят, которые пришли на стажировку два года назад сейчас уже работают на позиции руководителя первого уровня. Наша компания ориентируется на лидерский потенциал, прежде всего потому, что мы понимаем, именно молодые лидеры будут развивать в дальнейшем нашу компанию, в соответствии с международными технологиями и стандартами.

На стажировке ребята работают в должности инженеров. Также студенты могут прийти к нам на летнюю практику, с июня по конец августа. Но есть одно условие: нужно быть готовым приезжать в город Светогорск (200 км. от Санкт-Петербурга), где находится наш целлюлозно-бумажный комбинат.

Необходимо отметить проблему недостаточных знаний студентов. Не всегда они приходят с той подготовкой, которую хотят видеть наши руководители. Сейчас у ребят более низкие знания, чем были еще пять лет назад — это чувствуется. Мне сложно сказать, с чем это связано, возможно, следует задать этот вопрос вузам, обратить внимание на то, как там готовят студентов, каким образом преподносят информацию, как преподаватели начитывают лекции. На мой взгляд, также немаловажный момент совмещать тот материал, который преподают в вузе с потребностями бизнеса, которые есть на данный момент.

Мы планируем расширять сотрудничество с вузами, поскольку нам нужны талантливые, проактивные, умные молодые специалисты, как с техническим бэкграундом, так и ребята с гуматираным образованием.

Одни из слоганов нашей компании, звучит как «Безграничные возможности», которые мы готовы предлагать умным, современным, амбициозным, нацеленным на успешный результат в работе молодым специалистам.

На мой взгляд, студенту, во время учебы стоит понимать, что он хочет получить от работодателя, и самое главное, что он может и готов сделать сам для получения желаемого результата.

Мария Козинова

Мария Козинова, специалист по подбору персонала (пивоваренная компания Sun InBev Russia).

В нашей компании существует две программы по работе со студентами. Одна из них — программа менеджеров-стажеров, длится 10 месяцев. Это очень мобильная программа, каждый новый месяц стажер приезжает в новый город. Кандидат должен быть абсолютно мобилен и не привязан к дому. Данная стажировка позволяет сотруднику узнать весь бизнес изнутри в двух основных направлениях: производство и продажа. Стажеры выполняют проекты и свои основные функции, а также соприкасаются с другими сферами: маркетинг, финансы, логистика.

По истечении 10 месяцев стажер получает позицию в нашей компании, но уже это не стартаповская позиция, а примерно уровень старшего специалиста.

Также есть программа летних стажировок, но на них набор не очень широкий, около 7 человек на лето.

Примерно с мая мы начинаем отбирать студентов для нее. В компании нет строгих критериев отбора, мы берем людей, исходя из бизнес-нидов компании. Есть несколько этапов: первый — оценка компетенций стажера hr-специалистом, второй — оценка профессиональных знаний руководителем, а затем — утверждение.

Бывали случаи, когда студент проходил летнюю практику, после нее ему предложили одну позицию, а спустя полгода он уже работает на другой, более высокой должности. Студенты по-разному планируют свою карьеру: кто-то совмещал учебу и работу, кто-то приходил в компанию после окончания вуза.

Наша компания полагается на тех людей, которые, в первую очередь, свободно владеют английским языком. Также очень важны лидерские качества — человек должен нести ответственность за то дело, которое он делает. Третий важный момент — это умение работать в команде, поскольку нам очень важен конечный результат. В компании — каждый человек индивидуальность, каждый лидер, но все они объединены в команду для достижения наилучших результатов.

Порой мы сталкиваемся с проблемами мотивации у стажера. Иногда человек не обращает внимания на объем работы. Каждому стажеру даются серьезные проекты, на них возлагается большая надежда и немалая ответственность.

Студенту, начинающему карьеру, рекомендую, прежде всего, задуматься, чего он действительно хочет в этой жизни, подумать над тем, где он видит себя в дальнейшем. Пока человек сам не определится, в какой сфере он хочет реализоваться, ему будет очень сложно найти работу, он даже не сможет ответить на собеседовании на вопрос, почему хочет получить определенную должность. Он должен адекватно оценивать свои способности и сильные стороны, чтобы компания была в нем заинтересована.

Компания очень много вкладывает в сотрудника, у нас очень развит корпоративный университет, направленный на обучение сотрудников. Если говорить о длительной стажировке, то мы не смотрим на опыт работы, поскольку понятно, что у студента его не может быть, для нас главное — личностные качества: ответственность, лидерство, умение работать в команде, коммуникабельность, гибкость. У сотрудника не должно быть такого образа о работе: прийти в 9:00, уйти в 18:00. И дело не в том, что существуют жесткие переработки, а в том, что человек должен отдаваться своему делу, любить свою работу.

Надежда Терентьева

Надежда Терентьева, амбассадор компании Unilever.

На данный момент мы предлагаем студентам два направления: для учащихся 3-5 курсов — стажировки, выпускникам — программу развития молодых специалистов Future Leaders Programm. В ее рамках можно пройти практику не только в российских компаниях, но и за рубежом. Студенты приходят на позицию младшего менеджера, и в течение 2-3 месяцев работают в отделе продаж, затем около года в том отделе, который они выбрали. Еще один год они пробуют себя в других отделах компании, а если делают во время стажировки большие успехи, то компания отправляет их за рубеж.

Стажировки у нас бывают летние и зимние, также в течение года открываются новые позиции. Как правило, те студенты, которые приходят к нам на стажировки, готовы совмещать учебу и работу, либо чем-то жертвовать; однако активным ребятам удается все успевать, кроме того, руководитель отдела тоже идет навстречу, и серьезные мероприятия в вузе удается посещать.

Обычно те, кто проходит стажировки либо остаются работать в компании, либо переходят на программу подготовки молодых специалистов. Мы очень много вкладываем в студентов, и когда они получают глубокое представление о нашей деятельности, мы всегда с радостью берем таких сотрудников.

Для того, чтобы попасть на стажировку, необходимо пройти три этапа отбора: заполнение анкеты на сайте, выполнение тестового задания и собеседование с руководителем отдела. Проверяются его знания, компетентность в той или иной области, коммуникативные способности, личные качества.

К сожалению, многие студенты «летят» на знании английского языка, несмотря на то, что это практически везде обязательное требование. Также очень важны личные качества. Студенты на стажировке не всегда бывают активны, не всегда стремятся к своему развитию, а в любом месте приветствуются те люди, которые хотят двигаться вперед, задают много вопросов, берут инициативу в свои руки, сами просят задания. Пассивность и апатия не приветствуются, такие люди не смогут продуктивно работать.

Советы для тех, кто заботится о своей карьере: не сидеть на месте, принимать участие во всевозможных мероприятиях, которые подворачиваются под руку, будь то бизнес-игры, кейсы, различные мероприятия, как в рамках университета, так и в рамках компании работодателя. Нужно вести себя как можно активнее, зарекомендовывать себя, набираться опыта работы. Студент — еще не готовый сотрудник, и большую часть знаний и опыта он приобретает непосредственно в компании. Теоретическая база, безусловно, важна, но навыки работы можно получить только в процесс работы и общения.

Компания Coca-Cola

Компания Coca-Cola предлагает стажировки для студентов практически во всех отделах, как на самом производстве, так и на офисных позициях. При открывающихся вакансиях стажеры — первые претенденты на место.

Критерии отбора стажеров зависят от отдела. Если это кандидат в отдел производства или в отдел качества, где существуют требования по определенным специфическим профессиональным знаниям и умениям, то рассматриваются кандидаты с профильным образованием, а, к примеру, на вакансии в отделе продаж рассматриваются студенты совершенно любых специальностей.

Пожалуй, главный вывод, который можно сделать из прозвучавших советов и рекомендаций — быть активным. Нужно постоянно самосовершенствоваться, развивать свои способности и таланты, пробовать себя в разных качествах. Не стоит бояться ошибок — они придают опыта, знаний и мудрости. Ведь, как известно, не падает только тот, кто не ходит, так что — дерзайте!

Фотогалерея


ГлавCправ. 2011

Интересная статья?
Президентская библиотека имени Бориса Николаевича Ельцина
профориентационный центр Вектор Информационный центр по атомной энергии в Санкт-Петербурге УКЦ «Профессиональный рост» ЦГПБ им. В.В. Маяковского
PRO Образование 2011